В министерстве земельных и имущественных отношений Калмыкии сменился руководитель. Возглавил ведомство Борис Лиджиев, который до этого здесь же был заместителем министра. С тех пор прошло три месяца – срок достаточный, чтобы освоиться на новом месте, вникнуть в суть проблем и задач.
Журналист Владимир Бессарабов встретился с Борисом Лиджиевым и попросил его ответить на некоторые вопросы.
Б.: Борис Олегович, объясните, пожалуйста, нашим читателям суть понятия «земельные и имущественные отношения»?
Л.: Существуют различные понимания этого термина. Первое – жизнь человека, общества, связанная с землей как видом имущества, которое можно продать, купить, подарить, завещать, отдать в залог и т.д., где правила прописаны государством. Второе относится более к профессионализму, обладатели которого считаются специалистами в области операций с земельными участками, иной недвижимостью; занимаются и юридическими и техническими вопросами. Можно сказать, что это смесь нескольких профессий узкой направленности.
Б.: Я внимательно ознакомился с вашим развернутым интервью, опубликованном в местных СМИ. Хотелось бы остановиться на некоторых аспектах деятельности вашего ведомства. Цитирую: «Опыт предыдущих работ помогает мне в решении актуальных проблем…» Можно ли более подробно об этих проблемах?
Л.: Ну, за плечами у меня довольно большой опыт. Я работал в частных юридических фирмах, в администрации города Элисты был начальником юридического отдела, прошел путь от начальника отдела правового обеспечения до заместителя руководителя нашего министерства, в последующем продолжил карьеру в московском регионе в ФГБУ «Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных» при Росреестре Российской Федерации. Затем мне предложили должность первого заместителя главы администрации Яшалтинского района.
Б.: Одна из самых застарелых проблем экономики Республики Калмыкия – инвестиции. Разговоры о них идут не один десяток лет, однако зримых результатов, скажем так, не очень много. Вы сказали, что работаете в этом направлении и ставите задачу улучшить инвестиционный климат. За счет чего?
Л.: Важной задачей является поиск возможностей для реализации инвестиционных проектов по типам браунфилд и гринфилд.
Б.: Что это означает?
Л.: «Браунфилд» – тип инвестиционной площадки, создаваемый на основе ранее существующих производственных площадок, как правило, обеспеченных строениями, сооружениями и инфраструктурой, в отношении которых проводится реконструкция или капитальный ремонт. При гринфилде никакой инфраструктуры нет. Но плюсы и минусы имеют оба варианта.
Кроме того, мы разрабатываем ряд перспективных планов, в основе которых заложено заключение концессионных соглашений с инвесторами на строительство центров деловой активности населения. Они будут осуществляться на базе республиканского имущества, которое давным-давно устарело по физическим и техническим критериям.
Параллельно министерство прорабатывает вопрос предоставления земельных участков для их комплексного освоения, как для жилищного, так и делового назначения, что позволит решить сразу несколько задач. В частности, будет построена вся инженерная инфраструктура (подведение магистральных сетей будет осуществляться за счет лица, с которым заключен договор)Такие проекты в ближайшее время начнут реализовываться в нашей столице при полной поддержке министерства.
И как вытекающее из первого вопроса – создание, так называемых, точек роста.
Б.: Что вы имели в виду, когда упомянули госимущество Республики Калмыкия, предназначенное для предоставления во владение или пользование на долгосрочной основе? Это приватизация или аренда? Что конкретно, какие объекты планируется вывести из госфонда?
Л.: Ну, во-первых, выведение из республиканской собственности объектов недвижимого имущества не планируется. Здесь идет речь о долгосрочной аренде и об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральный закон «О защите конкуренции» четко регламентирует, что предоставление в аренду, безвозмездное пользование, доверительного управления и прочих вещных прав в отношении государственного имущества осуществляется только по результатам проведения конкурсов или аукционов.
Однако этот же закон вводит ряд исключений, расширяя в список, куда входят некоммерческие организации, созданные в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных объединений, медицинские и образовательные организации и так далее.
Б.: Еще один вопрос, на наш взгляд, требующий скорейшего решения: это разграничение земель в столице Калмыкии – Элисте. Ведь на этом завязана серьезная проблема: выделение бесплатных участков для льготной категории граждан. Что делается в этом отношении?
Л.: Действительно в соответствии с законом РК «О перераспределении полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Элисты Республики Калмыкия».С начала нынешнего года мы осуществляем управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Элисты. Необходимо отметить, что в свое время министерство исполняло данные полномочия, поэтому работа нам знакома. В настоящее время приняты все необходимые административные регламенты, заключено соглашение с многофункциональным центром, что позволит увеличить доступность наших госуслуг.
Хочу отметить, что право на однократное бесплатное приобретение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства имеют:
– участники Великой Отечественной войны;
– граждане, имеющие в составе семьи трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных, принятых под опеку (попечительство);
– граждане, имеющие в составе семьи ребенка-инвалида, в том числе усыновленного, принятого под опеку (попечительство);
– педагогические работники государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций в возрасте до 35 лет, при условии занятости не менее 75 процентов нормы рабочего времени;
– ветераны боевых действий из категории военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), направлявшихся в другие государства органами госвласти СССР, Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях на чужой территории и территории РФ.
С начала 2016 года поступило 373 обращения льготной категории граждан о предоставлении в собственность земельного участка. Однако хочу подчеркнуть, что в собственности Республики Калмыкия на данный момент как таковые отсутствуют земельные участки, которые возможно было бы выделить льготникам. По нашим прогнозам, с учетом поступающих заявлений до конца года необходимо будет образовать порядка 600 земельных участков.
Надо отметить, работа эта кропотливая, требующая проведения подбора оптимального земельного массива, топосъемки, подготовки проектов планировки и межевания территории и непосредственно земельных участков, постановки на государственный кадастровый учет, что требует значительных финансовых средств.
Б.: «Федеральный закон № 354, поправки в который были недавно внесены, регламентирует использование земель с максимальной отдачей. Можно подробнее об этом?
Л.: Действительно, этот закон и еще один, касающийся оборота земель сельскохозяйственного назначения претерпели серьезные изменения. Так, данным документом были определены основания для принудительного изъятия участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на них при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации. Наконец-таки был утвержден точный перечень признаков, в соответствии с которыми мы можем прибегнуть к санкциям.
В частности, в соответствии с законом, участок может быть изъят у собственника в случаях, когда земля, предназначенная для ведения сельского хозяйства, не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.
Также земельный участок может быть изъят у собственника, если использование его осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель, либо причинению вреда окружающей среде.
Так как земля является одним из основных факторов производства, то именно сохранение и рациональное ее использование – залог развития республики. В связи с чем, министерство планирует начать работу по изъятию таких земельных участков.
Б.: Что вы подразумевали, говоря о повышении эффективности и рациональности использования республиканским имуществом?
Л.: В первую очередь, планируем увеличить собираемость арендных платежей, выявить нерационально или неэффективно используемые земельные участки, с последующим изъятием таковых и передаче добросовестным хозяевам. Что же касается имущественного комплекса, то будет продолжена работа по повышению доходности и рациональности использования республиканским имуществом.
Б: В этом году передача земель в собственность льготной категории граждан еще не осуществлялось; в настоящее время столичная администрация проводит работы по образованию дополнительных земельных участков для этих целей. Почему затянули с таким важным вопросом, и на какой стадии решения находится эта проблема?»
Л.: Хотелось бы напомнить, что полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые в Элисте не разграничена, и, соответственно, такой важный вопрос как предоставление их людям нам были переданы с 1 января 2016 года. Сейчас на эти цели министерство решает вопрос о выделении денежных средств из республиканского бюджета; всего в планах – предоставление 600 земельных наделов.
Б.: Скажите, вас не смущает раз за разом появление объявлений в местных СМИ о продаже земельных участков, причем сразу нескольких штук от одного лица? Вы не пробовали провести мониторинг распределения земель в Элисте? Ведь не для кого не секрет, что зачастую заветные 6 соток отдавали за бесценок либо вообще даром, а потом они скопом шли с молотка.
Л.: Сейчас мы ведем работу по выявлению фактов нарушения законодательства Российской Федерации и Республики Калмыкия. Это трудоемкий процесс и только от одного министерства не зависит. Здесь важно придерживаться одного вектора всем органам государственной власти. Анализы предоставления земельных участков подготовим, по их результатам будут приниматься соответствующие меры. Одно с уверенностью могу сказать: сейчас министерство взяло направление на повышение прозрачности деятельности, прорабатывается вопрос изменения стоимости выкупа земельных участков, в перспективе – проведение работ по переходу на налогообложение исходя из кадастровой стоимости и многое другое.
Б.: Вы занимаете эту должность, пусть и с приставкой врио, немногим почти три месяца. Проблем много? Каких? Все ли решаемые?
Л.: В данный момент законодательство страны претерпевает ряд изменений, которые, так или иначе вызывают некие затруднения, но только лишь в части их реализации. Ведь новшества всегда вызывают трудности восприятия, но, как уже отмечалось ранее, опыт работы в различных структурах позволяет мне оперативно понять и перестроиться под новые требования.
Сейчас перед нами стоит задача по переходу на исчисление налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости. Федеральное законодательство дает возможность это перехода до 2020 года, мы же считаем, что это нужно осуществить уже в нынешнем году. Опыт коллег из других регионов позволяет сделать вывод, что механизм перехода еще полностью не отточен на федеральном уровне, и в каждом регионе возникают свои сложности. И именно ускоренный переход к данному методу исчисления позволит выявить возможные недостатки и скоординировать деятельность по их устранению. Как говорится, готовь сани летом, а телегу зимой. Мое мнение таково, что переходный период дан именно для перехода, а не для того, чтобы до последнего оставаться на прежних позициях. Знаю, что некоторые регионы уже вовсю пользуются нововведения в полном объеме.
Неразрешимых проблем не бывает, бывают различного рода отговорки и обычное нежелание заниматься решением возникающих проблем.
Б.: Что ж, успехов вам в любых добрых начинаниях. И, кстати, где находится ваша «контора», куда можно обращаться людям?»
Л.: Наше министерство располагается в Сити-чесс, коттедж 8.3. Кроме того, с целью оказания государственных услуг через многофункциональный центр (МФЦ) с ним заключили соглашение о взаимодействии. Для людей это будет удобно, так как МФЦ располагаются доступных местах и график приема заявлений в них более гибкий. Кроме того многофункциональные центры принимают заявления льготной категории граждан.