Спикер калмыцкого парламента Артем Михайлов предложил продлить действующий норматив отчислений муниципалитетам налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения.
Он заявил об этом вчера на публичных слушаниях законопроекта о республиканском бюджете на следующий трехлетний период: «По инициативе Народного Хурала к обсуждению финансового документа подключились главы районных муниципальных образований. Я знаю, что у них возникают некоторые опасения по их дальнейшему бюджетированию. Поэтому с коллегами-депутатами мы посовещались и вносим предложение продлить еще на три года, до 2027-го включительно, действующий норматив отчислений налога по УСН в бюджеты муниципальных образований».
«Решение о передаче этих нормативов – 50 % по УСН и транспортному налогу и 5 % от НДФЛ – в бюджеты муниципальных образований мы принимали три года назад. Срок их действия истекает в 2024 году. То есть с 2025-го наши коллеги из муниципальных образований будут жить в новых условиях. Но учитывая то, что норматив по УСН дал достаточно серьезный эффект – на 1 октября более 500 млн рублей поступило в бюджеты муниципалитетов, думаю, продолжим эту практику, чтобы у коллег была заинтересованность работать со своей базой, наращивать налоговые доходы и формировать профицитные бюджеты. Наши действия направлены, прежде всего, на поддержку муниципальных образований, но мы не забываем и о долговой устойчивости. Наверное, чашу весов все-таки перевесит поддержка муниципальных образований. Вопрос уже обсуждали на заседании правительства, скорее всего, он решится положительно. Нужно разработать проект закона о продлении сроков действия нормативов и рассмотреть его на заседании Народного Хурала», – сказал первый заместитель председателя правительства – министр финансов Очир Шургучеев.
Представляя проект ресбюджета на следующую трехлетку, он озвучил предварительные цифры по налоговым и неналоговым доходам. На 2024 год их предлагается утвердить в объеме 11,5 млрд рублей, по сравнению с 2023-м планируют прирост в 11 %. Параметры на 2025 и 2026 годы – 11 млрд 376 млн рублей и 13 млрд 433 млн рублей соответственно.
«Если брать структуру, то она у нас практически не меняется. Наибольший удельный вес занимает налог на прибыль – более 32 %, акцизы – почти 20 %, налог на доходы физических лиц – 18 %, налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения, – 14 % и налог на имущество организаций – 11,6 %, – сообщил Очир Шургучеев. – Хотел бы сказать о динамике изменения структуры налоговых поступлений за десятилетний период. Если в 2013 году наибольший удельный вес у нас занимал НДФЛ (37 %), то сейчас он в два раза сократился (18 %). При этом почти в три раза увеличилась доля налога на прибыль организаций: от 12 процентов к 33-м. То есть НДФЛ уменьшается, прибыль увеличивается, плюс налоги на совокупный доход – это ЕСХН, УСН – десять лет назад было шесть процентов, сейчас около 14 %. По изменению структуры налоговых поступлений мы видим, что идет развитие предприятий и отраслей экономики».
В 2024 году поступления по налогу на доходы физлиц правительство прогнозирует в объеме 2 млрд 60 млн рублей, в 2025 – 2 млрд 250 млн рублей и в 2026 – 2 млрд 418 млн рублей. Прирост планируется в пределах увеличения фонда оплаты труда.
«По налогу на прибыль мы взяли оценку текущего года, плюс заложили индекс роста ВРП, уровень собираемости и в итоге вышли на 3,7 млрд рублей в 2024 году. На 2026 год закладываем 3 млрд 862 млн рублей. По налогу на имущество организаций – 1 млрд 330 млн рублей на 2024 год и на 2026 – 1 млрд 458 млн рублей», – отметил первый вице-премьер.
Расчеты поступлений налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, производились с учетом предстоящего изменения ставок. «В 2024 году – 1 млрд 634 млн рублей, в 2025 – 1 млрд 724 млн рублей и в 2026 – 3 млрд 474 млн рублей. Здесь рост достаточно серьезный, но это обусловлено тем, что меняется уже ставка. Ранее было принято решение об установлении для предпринимателей налоговых преференций по УСН. Льготные ставки мы утвердили на три года: 2023-2025. Соответственно с 2026-го идет повышение ставок, мы получим больше налогов по упрощенной системе налогообложения и предлагаем направить их на возврат заемных средств по ранее полученным бюджетным кредитам», – сказал Очир Шургучеев.
Что касается безвозмездных поступлений, то в первом чтении законопроекта их предлагают утвердить в следующих объемах: на 2024 год – 8 млрд 875 млн рублей, 2025 – 6 млрд 382 млн руб., 2026 – 6 млрд 80 млн рублей. Ко второму чтению документа цифры вырастут, поскольку уже будут известны суммы бюджетных трансфертов из федеральной казны регионам.
«Если рассматривать в динамике, то с 2013 года объем финансовой помощи увеличился почти в три раза. Тогда было 5,5 млрд рублей, в текущем году – 15 млрд рублей. Это связано с тем, что мы активно участвуем в реализации национальных проектов, которые финансируются у нас начиная с 2019 года. Плюс с 2020 года работаем по индивидуальной программе развития Калмыкии. Также есть отдельная программа по капитальному ремонту школ с достаточно серьезным финансированием: в текущем году – почти 2 млрд рублей и около двух миллиардов в 2022-м. В 2024 году индивидуальная программа и национальные проекты завершаются. Наверное будет приниматься решение на федеральном уровне об их продолжении либо переформатировании», – отметил первый зампред правительства – министр финансов республики.
Он также добавил, что со следующего года субъекты РФ переходят на новую систему управления государственными программами. Это позволит оптимизировать количество целей и показателей, принимать оперативные решения в случае необходимости и повысит прозрачность мониторинга.
Очир Шургучеев сообщил, что расходная часть бюджета (почти 96 %) сформирована на основе 23 государственных программ. Большая их часть направлена на улучшение качества жизни граждан. Это мероприятия по развитию здравоохранения, образования, культуры, формированию здорового образа жизни, улучшению жилищных условий населения, повышению качества городской среды. Около 25 % госпрограмм, как и в прежние годы, будут реализованы для модернизации экономики. Планируются поддержка сельского хозяйства, субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие сельских территорий.
Комментируя предложение спикера парламента Артема Михайлова по продлению единого норматива в части УСН, первый вице-премьер подчеркнул, что муниципалитетам нужно быть активнее: «Я думаю, что практику передачи нормативов по УСН, транспортному налогу и НДФЛ мы продолжим, но от коллег хотелось бы, чтобы была более плотная работа в части роста базы. Ну, и надо переходить к новому этапу: не просто регистрировать предпринимателей, а делать так, чтобы они оставались на ваших территориях. Чтобы создавали рабочие места, укрепляли производство, развивали переработку. Мы дали возможность, надо с этим работать. Тем более что министерство экономики и торговли уже запросило у вас перечень проектов, которые вы можете или планируете у себя реализовать. Он не такой большой: три проекта от района, пять – от города. Сотрудники министерства собрали все ваши предложения и сейчас будут смотреть, как это можно «вшивать», например, в индивидуальную программу развития, чтобы начать их реализацию и финансирование. Даже если мы начнем с трех проектов, через несколько лет они могут дать эффект. И чтобы таких проектов у вас было не три, а десять, думаю, нам стоит продлить вам нормативы по УСН».
Фото: Николай Бошев