Новость о том, что калмыцкая команда «Город снов» попала в премьер-лигу КВН всколыхнула Интернет: разлетелась по популярным в Калмыкии страницам и пабликам в соцсетях. Этот успех, можно назвать, историческим, ведь впервые кэвээнщики из Калмыкии выступят на Первом канале.

Капитан команды Сергей Бюрчиев рассказал корреспонденту интернет-газеты «Степные вести» о том, как ребята шли к первому большому успеху и, конечно же, дальнейших перспективах.     

– Какую программу вы представили на Сочинском фестивале?

Вообще на сочинском фестивале принято показывать программу, которую играешь в течение сезона. Затем из всего накопленного выбираешь самое смешное и лучшее. В этом году мы играли в трех лигах – в Центральной лиге Москвы и Подмосковья, именуемой между кэвээнщиками как «ЛАМПА». Всего же существует восемь центральных лиг, и она считается одной из сильных. Мы вышли в финал и заняли 3-е место.

Параллельно играли в Ставрополе в лиге «Кавказ» и в Волжском в лиге «Атмосфера». В этих лигах мы играли для того, чтобы материал проверить на разных зрителях, а потом самые лучшие шутки уже везли в Москву и там их дорабатывали. В итоге мы собрали материал, а уже в Сочи нам еще помогал редактор Центральной лиги Москвы и Подмосковья. После его осмотра добавили еще что-то новое. Обычно редактора советуют представлять 80 процентов всего наработанного материала за сезон и 20 процентов – нового.

Таким образом, из нового у нас были финальные слова, выход поменялся немного и 7 миниатюр мы в первом туре показали.

Вообще каждой команде на выступление дается 4 минуты 30 секунд. Но если тебе дают показать много миниатюр, то это считается, что редактора тебе доверяют.  А бывает и такое, когда команда выступает, но юмор вообще  не «заходит», то в этом случае могут остановить выступление. И затем начинают просматривать следующую команду. Нам же по времени хватило.

Смотр команд происходит таким образом: в первом туре шесть редакторов всех телевизионных лиг в течение трех-четырех дней просматривают все команды. В этом году участвовало 465 команд, это без коллективов Высшей лиги, поскольку они автоматически попадают во второй тур.

По итогам первого тура мы вышли в следующий раунд. Во втором туре уже идет сокращение материала, потому что важно показать перед Александром Васильевичем Масляковым самое основное. Определяется это путем того,  какие шутки «зашли» по ходу выступления в первом туре, а какие нет. У нас же максимум вырезали одну миниатюру из-за соображений, что, возможно, она по каким-то причинам не понравится Александру  Васильевичу. А так в целом наше приветствие не подрезалось, то есть были команды, которым вырезалось где-то до двух минут выступления. Таким образом, редакторы перестраховываются и делают так, чтобы команды коротко, но смешно выступили, чем длинно и не смешно. Нам же доверили большой промежуток времени, то есть мы, полноценно показали все свои номера.

Еще во втором туре, не знаю то ли это доверие редакторов, то ли жребий, но изначально в списке команд мы значились 30-ми (всего 88), а потом нас поставили первыми и в итоге мы открывали второй тур. Во втором туре Александр Масляков сам лично просматривает все команды. Только после этого команды распределяют по четырем телевизионным лигам.  Система такова, что существуют 4 телевизионные лиги: две первоканальные (высшая лига и премьер-лига) и две обучающие лиги (Первая лига проходит в Казани и Международная – в Минске). Как правило, последнее слово всегда остается за Александром Васильевичем. Можно сказать, его слово – закон.

Помимо этого выбирают команды на гала-концерт, который проходит в Зимнем театре. В этом году он состоялся 16 января. В гала-концерте в основном принимают участие коллективы, претендующие на высшую лигу. В этот раз были выбраны 23 команды, из которых 15 отбирались в высшую лигу.

Теперь по новому формату, который уже применяется третий год, гала-концерт является отбором в высшую лигу. Раньше в нем участвовало очень много команд. Грубо говоря, тем командам, кто себя хорошо проявил во втором туре, предоставлялась возможность показать свой юмор в телевизионном эфире. Бывало, что кто-то показывал одну миниатюру, а кто-то цельное выступление.

 – Во время выступлений делали акцент на национальный колорит или старались шутить на разные темы?  

 Мы больше показываем уже обрусевший юмор. По опыту знаем, ведь мы часто выступаем по России, какие вещи могут «зайти» российскому зрителю, а что нет. У нас, в Калмыкии, зритель, такой, как говорится, добрый и теплый, легко рассмешить. Наш менталитет такой. У нас каждый второй в республике хохмач.

А сейчас многие наши жители нас не понимают, и спрашивают, почему мы шутим здесь так, а там по-другому. В России наш юмор не поймут, надо шутить по-другому.  Тем не менее, считаю, в наших шутках всегда присутствует национальный колорит.

Мы каждый раз показываем, что калмыки это обычный самобытный народ. И стараемся это преподнести со своего видения, поэтому для многих это по-другому смотрится.

– Ваше выступление в первом туре в своем телеграмм-канале отметил один из редакторов высшей лиги Дмитрий Шпеньков. А кто-то еще из известных кэвээнщиков, редакторов или других деятелей клуба похвалил ваше выступление?

Слух о том, что мы в первом туре «разорвали» зал разлетелся по Сочи. Реакция была пять звезд. В конце выступления даже сорвали овации. Признаюсь, выступать перед кэвээнщиками в сто раз сложнее. Рассмешить   работника юмора сложнее, чем обычного зрителя. Так как он относится  скептически, оценивающим взглядом. Смотрит с такой позиции, что чем эта команда может меня удивить. То есть когда заранее смотришь миниатюры, ты понимаешь по своему опыту и взгляду, чем они могут закончиться.

Выигрышность нашего выступления заключалось в том, что у нас чуть-чуть непредсказуемый юмор, то есть непонятно, в каком месте будет вставлена та или иная шутка или реприза. Поэтому от неожиданности юмора весь зал был в восторге, в кэвээновском сообществе есть такое понятие как «паровоз». Это когда зал хочет кэвээнщикам отдать дань уважения, то начинает аплодировать и по нарастающей аплодисменты усиливаются. В  конце выступления мы сорвали два «паровоза» подряд. На наше удивление каждая шутка во время выступления «заходила», грубо говоря, все дико смеялись.

Во втором туре, несмотря на то, что там находились люди, которые сидели в первом и уже видели наш материал, они все равно смеялись и аплодировали. Так что реакция была ничуть не хуже, чем в первом туре.

После этого как мы выступили в первом туре к нам подходили и поздравляли многие команды, с которыми мы были знакомы и незнакомы. Среди них и коллективы высшей лиги. Просто в кэвээновском мире о нашей команде уже есть какое-то сложившееся мнение и нас уже рассматривают как соперников. Со многими ребятами из высшей лиги мы уже знакомы и я  лично тоже. К примеру, с командами «Парапапарам», «ДАЛС», Филипп Воронин мой хороший знакомый. Если говорить о звездах КВН, то к нам подходил Данияр, игрок новоиспеченного чемпиона высшей лиги – команды «Спарта-Номад» (Казахстан). Наш земляк Сангаджи Тарбаев поддерживает хорошие дружеские отношения с этим коллективом. Он советовал нам, например, как показать или подать ту или иную шутку, как лучше выглядеть перед Александром Васильевичем.

Уже после выступления во втором туре во всяких кэвээновских обзорах и пабликах писали, что наш юмор «заходит», все смешно. Даже в одном из телеграмм-каналов, например, написали: «Очень обаятельные чертяги». Это говорит о том, что мы подкупаем не только своим колоритом, но своей какой-то обаятельностью на фоне других.

Нашу калмыцкую команду обычно всегда сравнивают с другими азиатскими коллективами. И вот на их фоне мы выступили на топ-уровне. И уже люди понимают, что калмыцкий юмор совершенно отличается от того же  казахского, бурятского или якутского. Видно уже, что мы по-другому играем, говорим. Мы хорошо говорим на русском языке, видим, это многих подкупает. Бывает, конечно, уходим в свой калмыцкий говор, и некоторые слова съедаются и окончания не договариваются, но чаще всего пытаемся над этим работать.

– Если честно, сами верили то в свой успех?

Да, мы для себя поставили задачу, как минимум за этот год отыграть так, чтобы попасть куда-нибудь выше. Скажу, что этот выход не стал для нас каким-то супер неожиданным событием. Нам многие опытные кэвээнщики пророчили выход в премьер-лигу и то, что на сочинском фестивале мы покажем себя. Плюс по своему материалу мы понимали, что можем хорошо выступить. А после того, как с редакторами отредактировали и отрепетировали, уверенности еще прибавилось.

Во время подготовки ко второму туру к нам подходил Сангаджи Тарбаев. Он тоже нам помогал по всему материалу, смотрел его в день по три раза. Приводил опытных кэвээнщиков, которые тоже давали советы. Мы понимали, что когда нам помогает Сангаджи и нас поддерживают редакторы, у нас есть шанс попасть в какую-ту из высших лиг. Хотя в начале года мы мечтали попасть в первую лигу, потому что там оценивают редактора высшей лиги. Думали, если попадем туда, то постараемся дойти до финала. И уже если понравимся редакторам, то в 2019 году попытаемся пройти в высшую лигу.

Сейчас планы меняются, мы попали в премьер-лигу. Здесь уже как ты только выйдешь на сцену в игре 1/8 финала и покажешь себя, это уже будет заявлением на всю Россию, для всего кэвээновского мира – вот такие смешные. К 1/8 мы должны основательно подготовиться, чтобы это заявление было убедительным. Как говорится, как мы выступим в премьер-лиге – будет зависеть наше будущее. Были команды, которые попадали в премьер-лигу и сразу же на первом этапе вылетали. После чего на их карьере фактически ставился крест. Они даже приезжали в Сочи у них ничего не получалось, то есть уже не было какого-то доверия. Так что здесь цена ошибки очень высока. Понимая это, мы уже начали готовиться, писать что-то новое. В марте состоится первая игра, а затем через каждый месяц будут проходить игры, в сентябре ожидается финал. Наша задача постараться дойти до финала. Конечно, ничего не будет страшного, если вылетим в четвертьфинале или полуфинале. Так что в первом туре нужно максимально показать себя. Тем более это покажут по Первому каналу, наши земляки и вся Россия будут смотреть, и о нас будет складываться какое-то мнение о народе. Кстати, сейчас мы уже столкнулись с хейтерами (хейтеры – это люди, активно осуждающие творчество, которое пришлось им не по вкусу. – Прим. ред.), оказывается, они у нас есть. Признаюсь, для нас это было сюрпризом, но тем интереснее становится. Чем больше людей, тем больше мнений. Это значит, нам есть над чем работать.

Раньше ничего такого не говорили, в основном все хвалили. Потом  резко оказалось, что есть люди, которым наш юмор не очень нравится. Если бы все говорили, что все классно, то это хуже, чем когда люди говорят, что все плохо. Лично я люблю критику в свой адрес. Пытаюсь воспринимать, что да, действительно это так. Но, конечно, критика должна быть конструктивной, тогда я соглашусь и буду что-то менять. Нежели отрекаться от этого и говорить что все прекрасно. Все идеально никогда не бывает. Поэтому интересно стало читать и наблюдать такие вещи. Видно, что информация о том, что мы попали в премьер-лигу навела шума.

Кстати, первая калмыцкая команда «Элистинские сайгаки» впервые примерно в 98-м году поехала в Сочи, ее триумфом было выступление на гала-концерте. Сейчас нам звонят бывшие участники той команды и поздравляют. Можно сказать, с них началась зарождаться кэвээновская жизнь в Калмыкии. Это те люди, которые учили нас азам КВНа. Лично я воспитывался в школьной лиге, моим наставником был Санан Уруджаев, сейчас уже друг и товарищ. Поэтому нам вдвойне приятно слышать от старшего поколения кэвээнщиков о том, что мы молодцы и наконец-то это сделали. Потому что очень много поколений кэвээнщиков пытались это сделать, хотя они достигали определенных высот, становились чемпионами центральных лиг, но в телевизионный эфир федерального канала еще никто не попадал.

Как думаешь, почему не удавалось выйти?

– Много факторов. Первый – это финансовые средства. Редактора в АМИке (телевизионное объединение «Александр Масляков и компания») знают, у какой команды есть деньги, у какой – нет. Кто готов вывозить темпы телевизионных лиг, а кто – нет. Второй фактор – всегда сравнивают одну азиатскую команду с другой. То есть в высшей лиге не может быть десять азиатских коллективов. И всегда калмыков сравнивали с казахами, поскольку они уже давно выступают на Первом канале. Еще была бурятская команда.

Третий фактор – нам всегда говорили, что наш юмор – это не формат телевизионного эфира.  И самое главное – просто дело времени. Сейчас страна другая, КВН и юмор другие уже. Допустим, наш юмор сейчас в тренде. В то время, возможно, на нас по-другому смотрели и не понимали, что мы говорим, что хотим донести. Но мы все равно остались теми же, мы выращены на тех же шутках. Делаем, конечно, чуть-чуть современнее, со своего взгляда, но калмыцкий менталитет в наших шутках всегда остается.

Можно, кстати, по шутке определить написал ее калмык или нет. Какая-нибудь умная остросоциальная русская шутка она видна сразу. Раньше, когда у нас были редактора в элистинских лигах, они угадывали, мы сами придумали или откуда-то взяли сценарий. Но вот Сангаджи, например, пишет классический юмор, а у нас допустим он больше «дурной». Есть такие понятия – классический и «дурной» юмор. У нас больше «дурной», но с добавлением классики. А Сангаджи, к примеру, заносит какие-то умные социально-значимые вещи в свой юмор.

Расскажи,  как создавалась ваша команда?

– Изначально команда была не калмыцкой, она была московской. Создана была при Московском государственном университете геодезии и картографии. После создания она выступила на фестивале Москвы, затем попала в московскую студенческую лигу, это региональная лига. Они выступили в 1/8 и затем стали приглашать нашего земляка Эльвега Нарминова. Это мой друг детства, мы где-то со второго класса дружим. Он с первого курса играл в КВН.  Потом весной 2014 года, если не ошибаюсь, он меня позвал поиграть, так как у них один парень заболел, и надо было кем-то заменить. А я как раз в то время учился в Москве на третьем курсе Финансового университета при Правительстве России. Я, правда, уже со школы три года не играл в КВН и серьезно к этому не относился. Но в течение этих лет пытался заменить КВН каким-нибудь другим досугом. Что только не пробовал: был в студсовете, снимал видео, создавал с другом первый студенческий фестиваль короткометражных фильмов. Так что в творческом плане мозг не отдыхал, что-то новое придумывал, создавал. Все же мне чего-то не хватало. А когда на КВНе я вышел на сцену и сказал первую шутку и зал засмеялся, тогда понял, вот чего мне не хватало.

После удачного выступления ребята предложили сыграть в официальной лиге во Владимире. Я ни секунды не раздумывал и согласился. И вот с каждой игрой я закреплял место в составе, в итоге стал фронтменом (фронтмен – участник творческой группы, к поведению которого на сцене приковано больше всего внимания. – Прим. ред.) команды.

В 2015 году мы ездили в Сочи и получили все лишь рейтинг. Есть такие понятия как рейтинг, повышенный рейтинг и второй тур. Рейтинг – это самая слабая оценка на Сочинском фестивале. В том же году мы решили  поехать на Центральную Слобожанскую лигу в Белгороде, где мы дошли до финала и стали вице-чемпионами, на тот момент я уже стал капитаном команды. На следующий год на сочинском фестивале мы попали во второй тур и после этого нас пригласили в Международную лигу в Минске. Там мы дошли до четвертьфинала. После у нас произошел разбор полетов. Мы понимали, что многие факторы нам мешают, у нас просто происходит не стыковка мыслей и мнений. Бывший капитан команды и я стоим на своем.  Многие понимали, что мы два таких тигра должны вместе ужиться и идти дальше. Было сложно в течение года и полугода пока мы играли в Минске. Я  предложил, что лучше уйду я и команду оставлю ему, а он уже ее дальше поведет или наоборот. Бывший капитан был довольно взрослым человеком, на тот момент ему было около 30-ти лет, он думал о другой жизни и, не раздумывая сказал, что уйдет сам. Так нас в команде осталось четыре  человека. Я понял, что на моих плечах осталось три человека, которых я должен куда-то вести, а сам пока не понимал куда. Я-то думал, что уйду и все, поеду домой и что-нибудь там организую. В итоге для меня его решение стало неожиданностью.

После окончания учебы в 2016 году я вернулся домой. У нас было на тот момент творческое объединение «Хальмгуд продакшн» и я сказал создателям проекта Аркадию Лиджиеву и Александру Хулхачиеву, что у меня есть команда со статусом участника телевизионной лиги и от нее надо отталкиваться, предложив набрать калмыцкий состав с сохранением прежнего названия. Аркадия и Александра считаю очень сильными авторами в Калмыкии.

Первое время было тяжело, потому что друг друга не понимали, как всегда, у нас всех было свое мнение. Самое главное было сработаться, как и в любой неважно в творческой или спортивной команде. Мы долго друг другу притирались, потом потихоньку начали понимать и что-то получаться стало. Тогда мы стали полуфиналистами центральной лиги Поволжья и финалистами межрегиональной лиги «Арсенал». В 2017 году поехали в Сочи думали, что что-то получится, но у нас снова ничего не вышло, но мы уже правда получили повышенный рейтинг. Это был первый год участия в сочинском фестивале в новом составе, и команда представляла уже Элисту.

Тогда мы встретились с Сангаджи Тарбаевым и он посоветовал нам многие вещи. Дело в том, что каждый из нас на тот момент играл по несколько лет в КВН, мы были достаточно опытными кэвээнщиками. Мы собирались завязывать с кэвээновской карьерой, поскольку идем уже много лет к своей мечте, но ничего не получается. Сангаджи у нас спросил, сколько мы играем новым составом. Мы ответили, что год. Тогда он сказал, что этого мало, отметив, что неважно, сколько мы играли по отдельности, а важно – сколько мы играем именно этим составом.

В итоге он посоветовал нам сыграть еще год в Центральной лиги, стать чемпионами и снова приехать в Сочи и посмотреть результат. Сангаджи расписал нам план действий на три года. А в дальнейшем и вовсе стал помогать и работать с нами. Мы тогда не понимали, что это будет, у нас еще к тому же появились еще два человека в команде. И команда полностью стала калмыцкой, только осталась с предыдущего состава девочка из Москвы, она у нас конферансье. В итоге у нас в команде сейчас играют восемь человек.  Помимо меня и вышеназванных авторов, это еще Ренат Мусаев и Савр Цекиров (актеры и авторы), Геннадий Кикеев (певец) и Эренджен Молоканов (звукорежиссер).

Так начали участвовать в Центральной лиге Москвы, но в какое-то перспективное будущее не верили. В 1/8 финала плохо сыграли и вылетели, но нас добрали. Нам сказали, что в четвертьфинале надо хорошо сыграть. В итоге мы прошли в полуфинал. В 1/2 финала было три игры по шесть команд, в своей игре мы заняли 2-е место, но нас опять добрали, поскольку мы по баллам оказались лучше той команды, которая в третьей игре заняла первое место.

А в финале у нас уже появились какие-то амбиции, и мы стали понимать, на что способны и то, что за этот год сильно поработали и к чему стремимся. Чуть-чуть не хватило до победы. Сейчас думаем, все, что не делается, – к лучшему. Поскольку чемпион Центральной лиги сразу выступает в Кубке чемпионов и в двух турах не участвует. Они борются ввосьмером за одно место в премьер-лиге. В конце концов, получилось так, что из всех пяти финалистов прошли только мы.

А откуда такое название?

– Повторюсь, что команда создавалась на базе Московского государственного университета геодезии и картографии. Так, у картографов на картах учебных или не учебных неопределенный город обозначается как «город снов». И у тогдашнего капитана пришла идея дать именно такое название.

А сейчас с новым составом  название уже приняло другое значение. Сейчас название «Город снов» может трактоваться с позиции того, что у нас узкие глаза, и мы спим. Мы подумали название хорошее и решили оставить. Плюс нас уже знают под этим брендом.

Мне всегда было интересно, как пишутся шутки?

– Все начинается с мозгового штурма. Я с авторами прихожу в офис, у нас есть свое помещение. Делимся мыслями и идеями. Бывает, сразу все командой сидим, каждый накидывает какую-то ситуацию смешную. Изначально у каждого есть свой некий саморедактор в голове и когда ты придумываешь, ты сразу рассуждаешь что смешно, а что нет. У нас очень много в команде опытных кэвээнщиков и поэтому саморедактор работает сильнее. Мы уже понимаем, что смешно и ново.

Основные критерии шутки – это актуальность, новизна и парадокс должен всегда случаться. Допустим, у нас была миниатюра про то, как в театр теней пришел счет за электричество. Сам по себе ситуация парадоксальная, поскольку в театре теней нет света и пришел счет за электричество это уже приземленно к народному юмору.

У нас уже отработан механизм. Есть те, кто задает юмор, это называется «заходы». Затем есть те, кто наполняют «мясом» «скелет шутки». Начинается все с предложения идей по продолжению шутки. Мы начинаем фильтровать их и отбираем тот вариант, который рассмешит простого зрителя. Мы можем шутить внутри команды как угодно, но в итоге делаем так, чтобы шутку поняли все, то есть стараемся адаптировать.

И есть люди, которые добивают шутку. В шутке важна концовка. Самое сложное в придумывании миниатюры – это «добивка». Не может миниатюра закончится резко, завершение должно быть логичным, но с шуткой. В идеале надо сделать так, чтобы зритель посмеялся в начале миниатюры, внутри нее и в конце. В итоге создается хорошее впечатление от нее и ты смотришь другую. Например, когда подходишь к редакторам после того, как ты неделю добивал миниатюру, а они после просмотра говорят, что нужно поменять «добивку». В итоге ты снова загоняешься в одну ситуацию, в очень маленькие рамки. И думаешь-думаешь, как ее добить. Допустим, у нас была миниатюра «калмыцкий клуб», которую мы добивали в течение трех месяцев. Разные концовки были и супер нелогичные, и супер логичные, но все было не то. Но ко второму туру все-таки ее добили и все «зашло».

Хочу сказать, что все мысли, которые выдаем, они не выбрасываются, мы их записываем. Просто это может когда-нибудь пригодиться. Например, когда у нас наступает ступор. Вообще творческий процесс он очень сложен. Здесь надо рождать-рождать идеи. Когда у нас иссякают силы, мы возвращаемся к старым и модернизируем их.

Откуда берете вдохновение?

– Ситуации мы берем из жизни. Какие-то знакомые ситуации, актуальные новости, важно в процессе придумывания шуток самим разогнаться. Но это происходит не тогда, когда мы уставшие, когда в голову ничего не приходит. Мы на «свежую голову»  начинаем просто разговаривать друг с другом, подкалывать, в общем настраиваемся.

Придуманные шутки мы проверяем. Я иногда, когда прогуливаюсь по улице и общаюсь друзьями или знакомыми, то проверяю на них некоторые шутки, которые написал. Помню, когда ехали в Минск на игру, проверяли шутки в поезде на обычных зрителях. В разговоре упоминали ту или иную шутку и если собеседник засмеялся, то берем на заметку. В итоге мы сначала разгоняем несколькими шутками, и затем голова начинает работать. Очень важно иметь таких людей, которые закидывают идеи. Мне допустим проще писать материал, когда я в каких-то рамках. Я больше отношусь к категории кэвээнщиков, которые добивают шутку. А так для вдохновения смотрим какое-нибудь смешное видео, заряжаемся, освобождаем мысли и снова начинаем. Всегда нужно отвлекаться, когда ты на одном и том же зациклен, поскольку ты не сможешь какую-нибудь интересную шутку придумать.

 А песни как вы переделываете?

 – Для написания карапуль и смешных песен есть разные механизмы. Например, механизм переделывания одного слова. Допустим, все ожидают какое-нибудь стандартное слово, а ты вставляешь другое, и резко становится смешно, то есть происходит обман ожидания. Бывает, меняешь слова на созвучные им, похожие. Есть схемы, когда, допустим, есть песня «Младший лейтенант» задаешь «заход» с этих слов, а затем поешь «бывший генерал Путина Виталиком назвал». То есть вот она шутка. Из этой песни в итоге он взял только мотив.

Еще если прислушиваться к песням ты можешь найти в словах второй смысл. У нас же слова многозначительные. Ты слушаешь и находишь какой-то другой смысл и пишешь на это шутку. А вот приветствие необязательно петь с шуткой, можно просто переделать без юмора.

Еще важно по стихосложению и размеру текста, чтобы песня «ложилась». То есть слова по размеру должны четко звучать, как будто песня написана нами. Это жесткий критерий во время переделывания песни. И со сцены это звучит по-другому.

А вот образ мэра, который становится уже фишкой вашей команды, кем и как был придуман?

– Ренат, который воплощает образ мэра, присоединился к команде в 1/4 финала Центральной лиги Москвы. Мы подумали, что он должен быть выходящим персонажем для начала. Потом подумали, возможно, это должен быть образ мэра, а потом подумали, что он должен быть нестандартным и именно калмыцким мэром.

Тем самым хотели показать, что это наш свойский парень, который живет вместе с командой, играет с нами, прикалывается. Но мы не берем образ мэра какого-то определенного города или прям нашего города. Просто берем сам образ мэра и показываем его по-своему. Вот мы говорим у нас в Калмыкии вот такие веселые мэры. У нас нет шуток про то, что он там наворовал или плохо что-то сделал. То есть такие шутки имеются, но они  преподносятся по-другому.

Почему именно этот образ?

– Сначала думали про образ депутата, потом решили взять мэра. А почему нет?! У всех мэр такой, а у нас такой. Просто какое-то должностное лицо, которое над нами стоит выше. Это не было каким-то госзаказом. Просто придумали несколько шуток к этому образу, понравилось, и решили поставить. Но иногда мы не делаем акцент, что он наш мэр. Мы в начале заявляем его как в роли мэра, а дальше он играет как обычный игрок команды.

 – Ренат больше всех подходит на роль мэра?

– Ренат сам по себе сильный актер. Обычно во время приветствия есть так называемая «линейка», это выступление сразу нескольких членов команды перед зрителями. Допустим, во время нее я говорю и кто-то еще, а есть персонажи, которых нужно заявлять в «линейке» и показывать, что он вот такой человек, знакомить. И сейчас некоторое время он будет показывать вот такие миниатюры. По сценарию и стратегии важно заявлять персонажа в начале «линейки», иначе юмор будет странно восприниматься.

А девушка в вашей команде выступает только в качестве конферансье? 

– Нет, она участвует еще в миниатюрах, где очень важно, чтобы персонажа женского пола сыграла именно она в плане красоты, внешности и подачи. А так вообще у нас женские роли отыгрывают парни. Потому что у нас бывает такие миниатюры, где девушкам нельзя играть из-за разных понятий: сцены, этики, усиления юмора. А нам же главное донести юмор. А так она наша конферансье, можно сказать, изюминка команды. Без нее мы бы смотрелись обычной азиатской командой, а с ней смотримся как-то интересней.

Как ее зовут?

  – Ксения.

– Получается, она одна девушка в команде?

– У нас есть еще администратор команды, девочка из Москвы нам помогает. А на сцене только она.

Бывала ли она в Калмыкии?

– Кстати, сколько приглашали, она еще ни разу не была. Ну, у меня скоро будет свадьба. Думаю, приедет.

Вы часто ездите на игры Центральных лиг и фестивали в различные города. Интересно, откуда вы находите средства на поездки?

– Руководство республики и города в лице Главы Калмыкии Алексея Маратовича Орлова и главы администрации Элисты Окона Валерьевича Нохашкиева оказывает нам помощь. Раньше это была проблема, а сейчас, видимо, все звезды сошлись, есть поддержка со стороны руководства республики и города, старший кэвээновский брат Сангаджи Тарбаев нам помогает.

Как капитан команды я обращался к каждому руководителю, депутату, министру, предпринимателям. Это происходило в тот период, когда предыдущий состав распался, и я приехал домой. Понимал, что для поездок нужны деньги. И каждый раз находились люди, которые нам помогали.

Помню, когда в первый раз ездили в Сочи, нам помогла депутат Госдумы Марина Алексеевна Мукабенова. Иногда были случаи, что день в день все решалось. Помогают наши земляки, чем могут. Например, руководитель регионального ФСС Чингиз Иванов часто выделяет нам транспорт. Директор нового спорткомплекса Терек Дорджиев нам тоже часто помогает.

А как находите реквизиты для миниатюр?

– В Москве помогают наши земляки. Если нам что-то нужно, мы спрашиваем у них, а они находят и привозят. Правда, для миниатюры про Петра I костюм брали в аренду.

В повседневной от кэвээновской жизни чем занимаетесь?

– Последние полгода мы полностью были погружены в КВН. Если есть немного времени, то работаем на свой проект «Хальмгуд продакшн», снимаем скетчи – это короткие комедийные ролики. Мы это делаем для того, чтобы паблик обретал популярность. Снимаем также рекламу, зарабатываем на ней. У нас все время имеются заказы. Сейчас уже на нас, как участников премьер-лиги, спрос повысится, я так думаю (смеется).

В основном много свободного времени летом. Я тогда отдыхаю с женой, а так с сентября идет нагрузка бешенная. У кого-то из участников команды есть, конечно, постоянное место работы, но сейчас многие уволились, потому что больше времени надо отдавать КВНу. Так как понимаем, что от того, как мы сыграем – зависит наше будущее. Просто, в команду можно хоть миллиарды вложить, но так как она сыграет – зависит от нее.

Сейчас вы будете готовиться к первой игре в премьер-лиге. В связи с этим будет ли меняться состав?

– Я всегда говорил ребятам о том, что если мы куда-то попадем, то не надо сломя голову кого-то звать. Потому что мы попали именно этим составом. Значит, все делаем правильно. Конечно, понимаем, что для картинки нам надо позвать, возможно, еще одну девушку, чтобы играла, а не только подвязывала. Но подчеркиваю, возможно. Нужен еще один певец. Это все мы понимаем, но просто так, я считаю, нельзя звать человека.

Нужно звать уже на определенную роль, чтобы уже понимать какой материал под него писать. То есть эти вещи должны быть заранее прописаны. Пока мы не придумаем, кто он есть, мы не будем приглашать. Это на сцене, а вне ее нам, конечно, нужно больше людей. Это реквизиторы, администраторы. Вот эти люди очень важны, потому что мы сами отвлекаемся на эти административные дела, а шутки в этот момент не пишем.

Важно в премьер-лиге выступать тем составом, который был заявлен на сочинском фестивале. И чтобы все сыграли свои роли. То есть, возможно, нас взяли из-за какой-то шутки или за какого-то актера. Так что, то, что мы показывали, то и должны привезти. Эти вещи очень важны.

Мы осознаем, что теперь ответственность уже другая и это серьезный шаг вперед, но мы не будем останавливаться на этом, поскольку это малая часть того, что можем. Поэтому шагаем к тому, чтобы когда-нибудь стать чемпионами высшей лиги. И пока все идет по плану.

И все-таки, Сергей, почему ты выбрал КВН?                     

– Я с детства являюсь поклонником КВНа. Все игры смотрел, с 2000 года имеются записи игр на кассетах. Видел, как мой старший двоюродный брат играл за команду Элистинской классической гимназии, они становились чемпионами. Когда мне предложили сыграть в КВН, я сразу согласился. В школьные годы играл за команду Элистинского технического лицея. Мы становились чемпионами школьной лиги, а в 11-ом классе забросил играть и начал готовиться к выпускным экзаменам.

В 2015 году окончил университет, по образованию я финансист. Хотя говорил маме, что хочу учиться на актера, но она мне сказала, что сначала я должен получить нормальное образование, а потом заниматься тем, чем хочу.

Я чувствовал, что какая-та творческая жилка во мне есть, но был согласен с мнением родителей, что надо получить какое-то экономическое или юридическое образование. После учебы долго думал, чем заняться. В итоге я поставил цель –  добиться высот в КВНе. Для моих окружающих это было странно, что я принял такое опрометчивое решение. Тем не менее, они согласились и всячески стали поддерживать меня. А вот знакомые и даже незнакомые мне люди говорили, что я глупый человек, занимаюсь фигней. По их мнению, все это баловство и какая-та клоунада. Но я гордо шел с целью доказать всему миру то, что чем я занимаюсь, это не ерунда. И какими-то мелкими победами доказывал своим близким и родным.  И когда сейчас мы стали участниками премьер-лиги, те люди, которые скептически относились к моей деятельности, извинялись, а многие даже стали гордиться нами. Когда мы уезжали на игру, наши семьи верили и молились за нас.

Вообще, я считаю себя счастливым человек, потому что иду к своей мечте. Считаю, нельзя какую-то мечту осуждать. Я наоборот, не уважаю людей, у которых нет мечты или тех, которые отказались прилагать усилия, чтобы они сбылись. КВН уже для меня – как средство самореализации. Именно сейчас этот процесс только начинается, несмотря на прошлые заслуги. С каждым годом надо снова и снова доказывать.

Без преувеличения, считаю, что это тоже историческое событие для Калмыкии и калмыков. Я рад, что наша команда вписывает новую страницу в современную историю республики.

 Фото предоставлены Сергеем Бюрчиевым

и vk.com/halmgoodproduction