Сегодня – День российской науки. О том, над чем работают калмыцкие ученые, какие задачи они выполняют, рассказывает директор Института комплексных исследований аридных территорий кандидат сельскохозяйственных наук Андрей Богун.
– Андрей Петрович, разрешите поздравить Вас с профессиональным праздником. Как отмечает эту дату возглавляемое Вами научное учреждение?
– Этот праздник мы встречаем с большим энтузиазмом. По традиции проводим заседание Ученого совета, рассказываем друг другу о своих достижениях.
Работа, проводимая институтом, действительно весьма значима для республики, поскольку наши научные исследования направлены на изучение особенностей социально-экономического развития Калмыкии. Мы занимаемся социально-экономическими исследованиями, работая в тесной связи с Министерством экономики и торговли РК, большое значение придается и изучению социально-политического потенциала региона – развитию социально ориентированных некоммерческих организаций, казачества. Крупный блок занимают социологические исследования, которые мы выполняем по поручению правительства РК. Здесь в первую очередь оцениваем удовлетворенность граждан республики качеством предоставления государственных и муниципальных услуг, определяем оценку населением оценку органов власти в районах – эффективно она работает или нет. Эти данные предоставляем в Правительство РК, где анализируют показатели, дают рекомендации органам самоуправления, как лучше организовать работу.
Наши сотрудники изучают водные объекты, экологическое состояние пастбищ – насколько они подвержены негативным процессам, опустыниванию. Эти исследования также актуальны для региона, поскольку сельское хозяйство – ведущая отрасль Калмыкии.
– Насколько удовлетворены люди деятельностью органов государственной власти на местах?
– Ответы неоднозначные, потому что оценка работы осуществляется по нескольким позициям, включающим в том числе удовлетворенность населения школьным образованием, газо- и электроснабжением, дорогами, а также деятельностью самой власти – эффективно она трудится или нет. Подавляющее количество респондентов удовлетворены газо –и электроснабжением; удовлетворенность образованием, можно сказать, в пределах нормы. А вот что касается дорог, организации автомобильных перевозок, то здесь большинство жителей недовольны состоянием в этих сферах.
По оценке деятельности органов местного самоуправления лидером является Черноземельский район. В других районах данные указанного показателя разнятся, но нет свидетельствующих о том, что люди недовольны. Глава Республики Калмыкия внимательно следит, как развиваются районы; своевременно происходит ротация в органах местной власти.
– В каком состоянии находятся сейчас пастбища?
– Здесь тоже однозначно не скажешь: все плохо или все хорошо. Все зависит от нагрузки на них. Там, где выдерживают нормы выпаса скота, состояние удовлетворительное.
– Где именно?
– Наши экологи изучают территории нескольких хозяйств, и проще ответить, где наблюдается превышение нагрузки на пастбища, – на территории поселков Привольный и Адык Яшкульского и Черноземельского районов, где действуют мощные хозяйства и количество скота довольно значительно. Тут наблюдаются определенные деградационные процессы пастбищных угодий. Конечно, мы пока не говорим об экологической катастрофе, но этот процесс надо отслеживать, чтобы не допустить такого состояния, как в восьмидесятые годы, когда активно наступали пески.
– Что ученые могут посоветовать руководителям таких хозяйств?
– В первую очередь, контролировать процесс нагрузки на пастбища. Обычно бывает так (и это происходило в советское время): около поселка состояние пастбищ хуже, чем на окраине хозяйства. Чем дальше от населенного пункта, тем меньше животноводческих точек, хуже развита инфраструктура, а пастбищные угодья в великолепном состоянии.
Нужно смотреть, где сколько скота выпасается, и распределять нагрузку равномерно – в этом мы видим выход из создавшегося положения. И, конечно, требуется развитие кормовой базы, увеличение орошаемых площадей.
– Над чем институт трудился в прошлом году?
– Мы исследовали качество оказания услуг населению организациями культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования для отраслевых региональных министерств. В целом, было опрошено порядка четырех-пяти тысяч человек, и мы представили правительству республики около 60-ти научных материалов. Проведена грандиозная работа, с учетом того, что отчеты мы передали не в декабре, как практиковали в прошлые годы, а до конца третьего квартала. Согласно этим отчетам выстраивали рейтинги организаций, публикуемые на сайтах. По этим показателям, насколько я знаю, далее оценивали деятельность региона. В соответствующем рейтинге Калмыкия оказалась в первой-второй десятке.
– Какая задача стоит перед учреждением в текущем году?
– Мы работаем по государственному заданию, по тем же направлениям, что и в прошлые годы. Объем работ будет определен до конца первого квартала.
– Правда ли, что в институте прошла реорганизация?
– До конца 2017 года ИКИАТ был в ведении Министерства образования и науки РК. С первого января текущего года нашим учредителем стал аппарат правительства Калмыкии. Решение связано с желанием сделать нашу работу более независимой, чтобы мы в интересах всех министерств проводили научные исследования.
– Ваши коллеги участвуют в конкурсах грантов российских научных фондов?
– В конкурсе грантов Российского фонда фундаментальных исследований наши экологи регулярно участвуют и выигрывают. В настоящее время в рамках гранта РФФИ мы изучаем состояние водных объектов Калмыкии и прилегающих к ним территорий. Данная тема для фундаментальной науки представляет значительный интерес.
– Сотрудники ИКИАТ исследуют состояние, в том числе реки Элистинки?
– Нет, она протекает по городской территории, а мы занимаемся изучением природных угодий, находящихся в стороне от населенных пунктов. Речь идет о наиболее значимых для республики объектах – Чограйском водохранилище, озерах Деед-Хулсун, Цаган-Нур, Аршан-Зельмень.
– Жители поселка Цаган-Нур Октябрьского района рассказывают, что одноименное озеро близ их населенного пункта исчезает.
– Оно изрядно обмелело, и сейчас наши сотрудники отмечают, что минерализация его воды составляет несколько граммов на литр. Это связано с тем, что воды в озеро из каналов поступает все меньше и меньше, и если процесс продолжится, то состояние водоема в ближайшие годы может стать плачевным. Да, согласен, надо бить тревогу.
– Как помочь озеру?
– Ему нужна вода. Озеро питается водами из каналов, в которые поступает вода из Волги.
– Андрей Петрович, институт проводит исследования, касающиеся развития казачества в Калмыкии. Можете поделиться с нашими читателями какими-либо выводами, касающимися жизни, деятельности этого сословия?
– Мы только начинаем работу по данной теме, сейчас изучаются источники, книжный фонд; социологические опросы проведем весной, и только после этого сможем сказать, как развивается казачество, как относится к нему население республики.
В настоящее же время могу напомнить читателям республиканской интернет-газеты, что отдел социально-политических исследований регулярно, с 2012 года, исследует состояние межнациональных и межконфессиональных отношений, и неизменно мы фиксируем высокие результаты межнационального и межконфессионального согласия.
80-90 процентов населения республики положительно относятся друг к другу и к тому факту, что, допустим, один буддист, другой – православный, а третий – мусульманин. Считаю, данные показатели – заслуга всех народов, живущих в Калмыкии.
– При институте работает и Центр по профилактике и противодействию экстремизму и терроризму.
– Центр действует в статусе отдела, его сотрудники проводят работу по выполнению комплексного плана по противодействию экстремизма в республике. Организуются различные мероприятия, в том числе лекции в учебных заведениях. Регулярно на заседаниях антитеррористической комиссии РК мы сообщаем о соответствующей работе.
– Расскажите о вашем коллективе.
– В институте трудятся чуть больше сорока человек, из них 25 – научные сотрудники. Хотел бы в первую очередь сказать добрые слова в адрес Софьи Эрдниевны Лиджи-Горяевой, заведующей самым крупным в ИКИАТ отделом – социологических исследований. Она кандидат наук и самый маститый наш сотрудник. Является руководителем трех тем, своего рода мамой молодых коллег. Софья Эрдниевна их учит, как правильно проводить социологические исследования.
Отмечу и других заведующих отделами. Под руководством завотделом экологических исследований кандидата географических наук Светланы Сергеевны Улановой наш институт выигрывает гранты РФФИ. Она большой специалист в области изучения водных объектов и прилегающих к ним территорий.
Под руководством заведующей отделом экономических исследований кандидата наук Татьяны Григорьевны Деликовой выполняются все работы, касающиеся экономического направления, в том числе срочные поручения республиканского правительства по данной теме.
В отделе социально-политических исследований, возглавляемых кандидатом наук Софией Николаевной Нимгировой, проводят мониторинги в сфере социально ориентированных некоммерческих организаций, межнациональных и межконфессиональных отношений, казачества.
Востребованы ныне и исследования, которыми занимаются сотрудники Центра профилактики и противодействия экстремизму и терроризму под руководством кандидата исторических наук Сергея Юрьевича Деева.
В отделе комплексного мониторинга, которым заведует кандидат биологических наук Наталья Лиджиевна Федорова, заняты изучением состояния пастбищных угодий нашей республики. Руководители перечисленных структурных подразделений – и есть мозговой центр нашего института.
– А можете назвать молодых перспективных ученых?
– Это Кирилл Владимирович Маштыков, Айса Анатольевна Манцаева, Анастасия Борисовна Хошаева, Эдуард Юрьевич Ункуров. Я перечислил в первую очередь тех, кто, надеюсь, защитит кандидатские диссертации в ближайшее время.
– Какие задачи ставит перед собой институт?
– У нас задача одна – выполнять государственное задание в полной мере и не пропускать время отчетности. По каждой теме есть конкретные сроки, когда мы должны выдать, как прежде говорили, на-гора научную продукцию, которую затем в виде отчета отправляют в Москву.
– Есть ли тема, над которой Вы трудитесь дома, не в ущерб рабочему процессу, для себя?
– К сожалению, должность директора не позволяет в полной мере заниматься научными исследованиями, потому что есть масса дел, которые нужно решать, помимо науки. Это, например, противопожарные и другие мероприятия (улыбнулся Андрей Петрович). Я окончил биологический факультет КалмГУ, потом обучался в институте агролесомелиорации в Волгограде, диссертацию защитил по лесным культурам. Мое основное направление как ученого – лесоводство и лесомелиорация, и сейчас в свободное от работы время, в выходные, я посещаю те объекты, которые раньше изучал и определял их состояние. В общем, провожу комплекс исследований в области лесной мелиорации, чтобы не терять сноровку.
– Какие Вы сделали выводы? В каком состоянии наше лесное хозяйство?
– Пока в слабом состоянии, но Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК взялось за грандиозную работу, связанную с созданием «зеленого пояса» вокруг Элисты. Если удастся реализовать хотя бы половину из того, что запланировано, мы сможем говорить о большом шаге в развитии лесного хозяйства.
– Что Вы пожелаете коллегам – ученым Калмыкии?
– Желаю творческого вдохновения, чтобы научно-исследовательская деятельность приносила радость и доход.
Фото из архива редакции