На просторах фестиваля «Ойрад тумэн» корреспондент интернет-газеты «Степные вести» впервые узнал об урянхайской стрельбе из лука, следил за поединком борцов, но, к сожалению, так и не увидел  знаменитый «танец орла» в их исполнении.

Чем запомнилась спортивная составляющая мероприятия – в нашем репортаже.

Как и многие мужчины, приехавшие посмотреть традиционные виды спорта, я отправился к месту, где проводился турнир по национальной стрельбе из лука. Тем более что с нашими лучниками состязался единственный представитель Монголии, с которым я решил пообщаться. К моему стыду, я слабо владею родным языком, не говоря уже о монгольском. Тут мне помог пресс-секретарь Минобразования и науки Калмыкии Цецен Надбитов, выступив нашим переводчиком.

Гостя зовут Байирсяяхн, ему 58 лет и у себя на родине, в населенном пункте Дуут Ховд аймака Монголии, он работает учителем музыки.

На мой вопрос: «Сколько лет он занимается стрельбой из лука?» – Байирсяяхн ответил: «Давно». По его словам, в Монголии существует три вида стрельбы: халхаская (непосредственно монгольская), бурятская и урянхайская. Мой собеседник как раз является мастером спорта по урянхайской.

Заинтересовавшись, я попросил его рассказать о ее тонкостях. Тогда лучник направился к импровизированной палатке, где располагался спортинвентарь, взял с собой пакет и стрелу, которая, кстати, немного отличалась от тех, которыми стреляли наши лучники, и стал наглядно объяснять. Вытащив из пакета три шарика разных размеров, он стал их расставлять на земле и при этом рассказывал:

«Особенность урянхайской стрельбы заключается в том, что за три метра до мишени возводится небольшой вал. Стрела, перелетев его, должна выбить мишень-шарик, который, в свою очередь, должен выкатиться за очередной вал, находящийся за два метра. Только в этом случае засчитывается очко», – перевел мне Цецен.

Еще отличие урянхайской стрелы в том, что, по словам Байирсяяхна, ее наконечник более крупный в отличие от халхаской, бурятской и калмыцкой. А вот в луках различий практически нет. Кстати, Байирсяяхн приехал на фестиваль со своим, которым пользуется на протяжении более 20 лет. Его он делал путем склеивания между собой рога, сухожилия дикого козла и камыша (бамбука).

Соревнования, проходившие в Калмыкии, для монгольского лучника оказались немного сложнее, поскольку они проводились немного не по тем правилам, к которым он привык. В частности, если у них стреляют с расстояния 75 метров, и мишени находятся на земле, то здесь приходилось стрелять с 40 метров от цели,  располагающейся на небольшом подъеме. Тем менее Байирсяяхн не скрывал радости от участия в соревнованиях на калмыцкой земле. После турнира по многочисленным просьбам гость из Монголии провел мастер-класс по урянхайской стрельбе.

Познакомившись с монгольским лучником и его искусством, я направился к следующему популярному месту фестиваля – на турнир по национальной борьбе. Большое количество людей, окружив огороженную площадку, с азартом и интересом наблюдали за перипетиями схваток. Поэтому для того, чтобы хоть одним глазком посмотреть за поединком, пришлось протиснуться через толпу. К моему разочарованию, я так не увидел знаменитый «танец орла», который исполняют борцы после победы. Конечно, этот ритуал является неотъемлемой частью у монгольских борцов, которых, кстати, и не было на соревнованиях. Хотя нет, были, конечно, но только лишь монгольские студенты, которые учатся в Калмыцком госуниверситете.

По словам главного секретаря соревнований, представителя федерации национальной борьбы Калмыкии Эренцена Авлаева, на протяжении 7-8 лет соревнования по национальной борьбе проводятся по правилам максимально приближенным к монгольским народам.

«В 90-х годах не было спортсменов, которые состязались только в национальной борьбе, – рассказывал он. – Мы все из разных видов современных единоборств и у нас не было специализированных тренировок. Так что каждый начинал особенности национальной борьбы и вносил свою лепту в ее развитие.  В 1997 году на Джангариаде не было разделения по весовым категориям, да и время не ограничивалось. Боролись до тех пор, пока соперника на лопатки не положишь. Правда, по-современному постелили ковер. Потом в 2007 году на Джангариаду приезжали монголы, и один из них просто никому не оставил шансов. В 2009 году на Джангариаде, посвященной 400-летию вхождения калмыцкого народа в состав России, уже бурят стал чемпионом.

И тогда появился тревожный звонок о том, что наши борцы довольно не устойчивы. В 2010 году я повез двух сильнейших наших борцов на конвент монголов мира, и они довольно быстро проиграли. Тогда окончательно стало понятно, что наши ребята не готовы к тому, чтобы участвовать в таких соревнованиях.

После этой поездки мы собрались с тренерами, стали обсуждать сложившуюся ситуацию и в итоге пришли к выводу, что нужно менять правила и адаптировать их под монгольскую и бурятскую борьбу. Раньше борьба шла до касания лопаток, но все стало меняться после того, как наши предки поселялись на территориях, где ранее жили разные народы и боролись со своими ближайшими соседями. Постепенно наши музыка и танцы стали отличаться от монгольских, это же повлияло и на нашу борьбу. Мы стали больше подстраиваться под спортивную борьбу: пояс, захват. И вот вместе с нынешним президентом федерации Геннадием Левиновым разработали правила, затем апробировали и в 2011 году утвердили их, после чего создали федерацию. С этого времени по ним проводим все соревнования. Уже официально опробовали на двух Джангариадах.

Конечно, если понадобится, будем вносить изменения, но, по крайней мере, на сегодня грубых ошибок нет. Есть, конечно, споры, но без этого никак в спорте», – сказал в заключение Эренцен Борисович.

А вот «танец орла», по словам Авлаева, они пока никак не могут ввести в традицию, поскольку не удается убедить спортсменов в том, что это обязательный атрибут национальной борьбы.

Он считает, что те преобразования, которые были сделаны в свое время, дают сейчас определенные плоды, и посетовал на то, что в этих соревнованиях не приняли участие борцы монгольских народов, поскольку на их фоне хотелось оценить сегодняшнюю состоятельность наших ребят.

Кстати, так как традиционная борьба довольно быстротечна, то организаторы приняли решение ввести весовые категории для массовости и зрительского интереса.

Таким плодотворным на знакомства и знания получился лично для меня фестиваль «Ойрад тумэн». Неплохо было бы в следующий раз съездить в Монголию, чтобы воочию понаблюдать за оригинальными соревнованиями.

 Фото Николая Бошева и автора