Сегодняшняя моя собеседница – министр экономики и торговли РК Зоя Санджиева, которая за короткий срок, буквально полгода, в результате праймериз партии «Единой России» успела стать медийной личностью и популярным политиком в Калмыкии. Все отмечают не только ее красоту и обаяние, но также ум, открытость и умение подать себя, расположить к себе людей, разговаривать с ними. Набор качеств, которые в свое время помогли ей выстроить успешный бизнес в бьюти-сфере, а затем и открыли двери в калмыцкий Белый дом. В этом смысле она действительно self-made man – то есть человек, сделавший себя сам.
– Зоя Олеговна, будучи уже два месяца на посту министра, вы, наверное, уже успели, что называется, оглядеться на новом месте. В частности, как бы вы оценили кадровый потенциал министерства, работоспособность своих подчиненных, их готовность решать задачи, поставленные перед вами главой региона и самой жизнью? Судя по тому, что все замы бывшего министра сохранили должности, они вас устраивают. Считаете, нет необходимости «мести по-новому»? Постулат о том, что новый руководитель приходит работать со своей командой — не про вас?
– Да, за это время я с головой погрузилась в работу. Думаю, можно сказать, что министерство уже «метёт по-новому», и для этого не понадобилось делать кадровых перестановок. В будущем, возможно, что-то изменится, но на данном этапе, учитывая, какие цели мы себе ставим на 2017 год, в этом нет необходимости. Часто проблема кроется в стиле руководства, а не в сотрудниках, и это относится к моему министерству.
– И, простите, еще один вопрос из разряда досужих разговоров. Как вы относитесь к своей популярности в интернете, к тому, что вас прозвали «няшным министром» и сравнивают с Верой Брежневой?
– Я отношусь к этому совершенно спокойно. Когда обсуждают – это нормально. Главное, что мою работу как министра обсуждают не меньше, порой федеральные и иностранные СМИ.
– В своем ежегодном обращении к Народному Хуралу и правительству республики Глава РК Алексей Орлов в числе задач, стоящих перед органами исполнительной власти в свете внедрения системы проектного управления в республике, назвал углубление взаимодействия внутри экономического блока правительства, а именно между министерствами экономики и торговли и финансов. Давно пора. Ибо, на мой взгляд, сложился диссонанс: минфин, образно говоря, это и голова, и шея – и планово-экономический отдел, и общереспубликанская бухгалтерия. А минэкономики отводится роль составителя госпрограмм, собирателя статданных и налаживания контактов с предпринимательским сообществом. Ничуть не умаляя ваш функционал, все же спрошу: не обидно?
– Обида – плохое чувство вообще, тем более, если речь идет о госслужбе. Министерство экономики и торговли является ответственным за два основных направления стратегического развития в республике. Это малый бизнес и поддержка предпринимательской инициативы и реформа контрольно-надзорной деятельности. Особенностью проектно-ориентированной модели управления является упрощение межведомственного согласования решений по приоритетным проектам в рамках рабочих органов. Включение в них представителей органов исполнительной власти автоматически наделяет их компетенцией принимать решения самостоятельно в рамках деятельности проектного офиса. Полагаю, что такая совместная работа в целом будет способствовать уходу от обособления каждого ОИВа в отдельной отрасли, а также усилению взаимодействия внутри экономического блока правительства.
Я сторонник поиска общего языка, даже если на бумаге полномочия где-то «неудобно» сформулированы. Главное – прислушиваться друг к другу и не тянуть одеяло на себя. И уже сейчас с минфином у минэка налаживается позитивный диалог. Надеюсь, его удастся сохранить в дальнейшем. В рамках существующих полномочий министерство экономики и торговли более чем может оказать позитивное влияние на экономическую ситуацию в Калмыкии.
– Глава республики в своем выступлении потребовал от правительства, а значит и от вашего министерства, также выполнить в 2017 году задачу по обеспечению роста собственных доходов ресбюджета на уровне 4%, провести оценку эффективности налоговых льгот и отмену неэффективных преференций, оценить последствия применения кадастровой стоимости при формировании налогооблагаемой базы объектов недвижимого имущества физических и юридических лиц и внести предложения по снижению налоговой нагрузки на налогоплательщиков нашей республики. Уже есть видение того, как это будет возможно добиться? Особенно интересует тема кадастровой стоимости недвижимости, которая нынче, по мнению всех, и физлиц и предпринимателей, очень высока и зачастую неадекватна.
– Калмыкия по многим показателям в плане условий для ведения бизнеса опережает среднестатистические показатели по России. У нас снижены ставки по упрощенной системе налогообложения (УСН) до 1% для предпринимателей в сфере обрабатывающих производств и дошкольного образования. Также расширен перечень видов деятельности для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения. Уже два года в республике действуют двухлетние налоговые каникулы для ИП.
Для инвесторов у нас тоже выгодные условия. Так, были снижены налог на прибыль до 13,5% и налог на имущество до 0%. В этом году планируется снизить налог на прибыль до 10% для участников региональных инвестиционных проектов.
Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, устанавливается следующим образом: 0,5% в 2017 году, 0,8% в 2018 году, 1,1% в 2019 году, 1,5% в 2020 году и на последующие годы.
Эти изменения должны выступить в роли дополнительного фактора сдерживания цен на жилую недвижимость ввиду невыгодности увеличения срока продажи соответствующих объектов и расширения рынка долевого строительства. При этом в 2017 году объем дополнительных налоговых доходов ориентировочно составит 6 млн 800 тыс. рублей – это только по налогу на имущество организаций.
– Вы уже работаете над поручением главы региона относительно скорейшего формирования новой стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на долгосрочный период? Какие горизонты просматриваются в плане перспектив роста основных макроэкономических показателей?
– Да, мы уже работаем в данном направлении. Разрабатывается «дорожная карта» по актуализации и разработке проекта стратегии социально-экономического развития республики на долгосрочный период, где основные целевые показатели будут соответствовать долгосрочному прогнозу развития. Планируются проведение научно-практических конференций на базе КалмГУ, встречи с предпринимательским сообществом.
Что касается перспектив роста макроэкономичеких показателей, то, конечно, хочется изменить общую тенденцию. Потенциально горизонты широкие. Мы многие инструменты только сейчас начинаем использовать, особенно в том, что касается привлечения инвестиций, а они и есть главный двигатель прогресса для любого региона. У нас огромный инвестиционный потенциал – от энергетики, легкой, пищевой промышленности до туризма. Не использовать такое богатство по назначению – себе дороже.
Поэтому сейчас вся работа направлена на то, чтобы рост был системным. Наведение порядка в сфере госзакупок, составление ежегодного рейтинга качества работы муниципальных районов, создание «Центра поддержки предпринимательства», бизнес-миссии министерства в районы, участие нашей республики во всевозможных экономических и инвестиционных форумах в сумме должны дать необходимый эффект.
Не хочу загадывать, но постараемся реализовать максимум. Очевидно одно: сможем реализовать свой инвестиционный потенциал – получим качественно иную картину по макроэкономическим показателям, чем ту, что мы обычно привыкли видеть в статданных.
– На одном из мероприятий с участием представителей общественных организаций довелось услышать пессимистическую новость о том, что, дескать, начиная 2017 года, минэкономики РК сворачивает программу поддержки СОНКО, и у последних остается только призрачная надежда на получение средств господдержки по линии путинской грантовой программы. Это правда? Что совсем ни рубля общественные организации республики не смогут получить в текущем году на развитие своих социально-значимых проектов?
А ведь Алексей Орлов говорил совсем об обратном, о том, что нужно «постараться всячески поддерживать общественную инициативу наших граждан, адекватно отвечать на их обоснованные запросы в помощи и поддержке со стороны государства». В частности, по его мнению, «стоит подумать о мерах по стимулированию наших коммерческих предприятий, стремящихся активно участвовать в благотворительности и социально ориентированных проектах, поддержке наших творческих коллективов и спортивных клубов и организаций, социальных учреждений».
– СОНКО будем поддерживать, такое поручение дал глава. Продолжится реализация подпрограммы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Калмыкия на 2014-2020 годы», она является частью государственной программы «Социальная поддержка населения Республики Калмыкия на 2013-2020 годы».
Согласно закону о республиканском бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов на социально ориентированные некоммерческие организации будет выделено финансирование.
В 2013-2015 годах при содействии минэкономики рынок услуг дошкольного образования пополнился частными дошкольными учреждениями, которые успешно действуют и по сей день. Это два частных детских сада, центры дневного времяпрепровождения «Маленькие Эйнштейны», «Сёма», «Лингво плюс».
В настоящее время министерством планируется оказание нефинансовых видов поддержки, которые подразумевают более широкий охват субъектов малого бизнеса, в том числе осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства. Это консультационные услуги и образовательные программы, которые будут предоставляться АУ РК «Центр поддержки предпринимательства».
Фото Николая Бошева