2020 год должен стать особым, рубежным, для потомков Победы, уже праправнуков Великой Отечественной войны. Только при этом условии попытки переписать историю Второй мировой войны не будут иметь смысла.

Но, как известно, на каждом витке истории общество сталкивается с подобной проблемой. К примеру, война 1812 года в течение первых пятидесяти лет изучалась исключительно в рамках официальной версии событий, которая подкреплялась личной близостью ведущих историков к трону. Своеобразным протестом против устоявшейся версии событий стала эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Таким вызовом «генеральской литературе» стала в советское время лейтенантская и солдатская проза. Эта проза останется как живой эмоциональный документ Великой войны, именно ее как правду о войне советуют прочитать своим детям и внукам представители старшего поколения.

В первом случае лишь к 100-летию войны 1812 года был издан фундаментальный труд, обобщающий итоги исследований. Мы же отмечаем 75-летие Великой Победы, и с каждым годом яснее понимаю, что молодежи важно не только знать – из томов исследований, но и чувствовать и понимать – из сохраненных в семьях личных записей участников войны и тех, кто пережил лихолетье.

Благодаря записям, которые оставил, находясь в больнице, 30 декабря 1987 года, Герой Советского Союза Лиджи Исмалиевич Манджиев, его сыновья Эдуард и Олег издали к 100-летию героя книгу «Июнь сорок первого». Правдивое повествование о первых годах войны, трудных и страшных. Она издана в 2019 году, доступна во всех библиотеках республики благодаря фонду «Наследие» и инициативе общественного деятеля, почетного гражданина РК Ивана Басангова.

В 2003 году на одной из встреч с молодежью ко Дню Победы мы познакомились с дочерью солдата Николая Трофимовича Ширекинова. Педагог Элистинского педагогического колледжа им. Х. Канукова Любовь Ширекинова принесла на встречу запись, которую дети обнаружили в бумагах отца уже после его смерти в 1991 году. Отец в семейном кругу не вспоминал о войне, не любил, но по долгу солдата ходил на встречи, когда приглашали школьники. Вероятно, тогда он записал свои воспоминания для выступлений перед молодежью. «Память об отце свято хранится в семье. У нас был культ отца, – говорила школьникам Любовь Николаевна. – Наши дети знают, что их прадед Тоса Санджиевич, коммунист, учитель, потом председатель совхоза «Теегин нур» Яшалтинского района, был расстрелян немцами в 1943 году».

Помню, как тихо, сдавленным от подступающих слез голосом она прочитала ребятам стихотворение Валентины Лиджиевой: «Не колдую совсем, не гадаю, / Как цыганка над чьей-то рукой. Я отцовские руки читаю/ И его наполняюсь судьбой. /Это линии – строки из жизни / Степняка, солдата, отца. /Запах дыма и горькой полыни / Кружат облаком возле лица».

После той памятной встречи прошли годы, но уверена, что потомки солдата по завету Любови Николаевны также свято хранят семейную традицию, заложенную в семье Ширекиновых. Заложить такую традицию никогда не поздно. 2020 год – в силу обстоятельств – должен подвигнуть к этому многих.

А запись ветерана, которая бережно хранится в его семье, мы решили опубликовать. Пусть в эти дни наследники Победы прочитают и услышат рассказ солдата.

Зоя НАРАНОВА

Наказ фронтовика

Когда мы были на войне

В 1941 году мне было 18 лет, когда я закончил сельскохозяйственный институт и взял направление на работу в Улан-Хольский район, но работать пришлось недолго. Весной 1942 года меня направили в ряды Красной Армии, откуда допризывников со средним специальным образованием отобрали в Астраханское первое пулеметно-пехотное училище. Там проучились недолго, когда немецко-фашистские войска захватили станцию Дивное и город Элисту, по приказу Верховного главнокомандующего были досрочно сняты все курсанты военных училищ города Астрахани и брошены на усиление обороны Сталинграда и на защиту калмыцких степей. Наша группировка, численность 500 человек, заняла оборону в совхозе «Сарпа». Особенно запомнился мне ночной налет на штаб немецкого полка, который был расположен юго-западнее совхоза. Наш отряд, численностью 200 человек, незаметно подъехал на машинах, высадили в 3-х километрах от хотона, потом пошли пешком. Немцы, застигнутые врасплох, выбегали из землянок в нижнем белье и сдавались в плен. Здесь мы взяли в плен 23 человека, захватили 28 автомашин. После такого дерзкого нападения немцы направили танковую дивизию, перед которой была задача – уничтожить наш отряд.

Это было 19 сентября 1942 года, когда немецкая дивизия зашла с тыла и начала обстрел нашей обороны, разрушила все дома и сараи, было много раненых и погибших. Бой длился около трех часов. Когда наступил вечер, под покровом темноты наш командир вывел нас из окружения. Мы шли в направлении северо-запада, на соединение с защитниками Сталинграда. В том бою я получил свое первое боевое крещение, ранило в плечо, попав в госпиталь на лечение. После возвращения окончил курсы танкистов и служил в 221 отдельном танковом полку, который вел бои в направлении городов Великие Луки, Невель, Витебск. Под Витебском я был ранен в лицо. В боях за эти города наш экипаж был представлен к награде, я был удостоен медали «За отвагу». Вот такой путь прошел я в годы, когда над нашей родиной бушевала война, и Родина находилась в смертельной опасности. Мой совет и наказ вам, наши юноши и девушки, хорошо учиться, быть дисциплинированными и заниматься физкультурой и спортом. Все эти качества, знания, закалка, очень помогают в трудных испытаниях. В этом я убедился сам, будучи на войне.

С уважением
Николай Трофимович Ширекинов