Глава Калмыкии Алексей Орлов в декабрьском Обращении к Народному Хуралу и правительству республики в числе важнейших задач для успешного исполнения органами власти региона своих полномочий назвал тесное сотрудничество с экспертным сообществом.

«Анализ качества принятия управленческих решений в регионе показывает, что, несмотря на наработанный практический опыт наших чиновников в решении тех или иных задач, мы все же испытываем дефицит полноценной экспертной, а если говорить проще и понятнее – профессиональной и научной оценки текущих и долгосрочных социально-экономических и общественно-политических процессов», –  констатировал руководитель республики. В связи с этим он поручил правительству РК разработать подходы в формировании авторитетного экспертного  сообщества и выработать механизм привлечения к совместной работе с органами власти экспертных групп по различным отраслям народного хозяйства. При этом Алексей Орлов с трибуны заседания обратился к представителям научной и творческой интеллигенции региона с предложением активно включиться в эту работу.

Какими должны быть эксперты для власти, какая конкретная помощь от них требуется и на каких принципах должно строиться сотрудничество чиновников и экспертного сообщества – об этом и многом «Степные вести» поговорили с экспертом, известным в республике ученым, директором Института комплексных исследований аридных территорий  РК Андреем Богуном.

– Андрей Петрович, как вы восприняли идею Главы РК о создании экспертного совета при правительстве республики? Почему, как считаете, именно сейчас возникла необходимость в нем?

–  Данная тенденция наблюдается по всей России. В настоящее время экспертные советы созданы практически по всей властной вертикали – начиная с кремлевской администрации и правительства РФ до соответствующих органов при губернаторах и главах муниципалитетов. Везде и всюду востребованы специалисты высокого уровня – ученые и практики, да просто люди, знающие свой предмет, что называется, от и до. Поэтому, мне представляется, Алексей Маратович не без оснований решил, что и в нашей республике для повышения эффективности управленческих решений необходимо создать экспертный совет. В каком формате – будет уже решать правительство региона.

А вы сами и сотрудники вашего института готовы встать под «ружье»?

– Институт комплексных исследований аридных территорий является региональным научным учреждением, занимающимся актуальными проблемами социально-экономического и эколого-культурного развития Республики Калмыкия. Исходя из наших знаний, тех областей, на которых  мы специализируемся, а это экология, экономика, социально-политические исследования и социология, сотрудники института готовят для соответствующих министерств и ведомств те или иные научно-аналитические материалы, необходимые им для принятия управленческих решений. В этом смысле, можно сказать, мы обслуживаем интересы республики и ее граждан.

Мне представляется, что к формированию экспертного сообщества в республике подходы могут быть следующими. Говоря о создании экспертного совета при правительстве республики, необходимо понимать, что он будет совещательным органом. То есть его мнение не является обязательным – может учитываться, а может, нет, потому что нюансов, конечно, в госуправлении много. Но в то же время такой орган мог бы проводить экспертизу наиболее значимых решений правительства и органов исполнительной власти в его составе, в том числе, различных правительственных межведомственных комиссий, потому что многие вопросы находятся на стыке интересов различных министерств и ведомств. Здесь помощь экспертного сообщества могла быть значительной.

Как должен формироваться экспертный совет? На мой взгляд, можно пойти по такому пути. Для начала при каждом министерстве создать экспертный совет, в который войдут действующие специалисты и ветераны отрасли, а также представители общественных организаций, которые могли консультировать коллег по направлениям работы данного конкретного министерства. А уже руководители экспертных советов ОИВов вошли бы в состав экспертного совета при правительстве – составлять, так скажем, высшую категорию экспертизы, при этом координируя действия друг друга. Я вижу в создании подобной системы экспертных советов большое будущее.

Формирование экспертного совета любого уровня должно происходить на основе ряда принципов. Во-первых, это добровольность участия в работе совета, во-вторых, безвозмездность. То есть ученые и специалисты должны понимать, что им за это дело зарплату отдельную платить не будут – все-таки ситуация с бюджетом не настолько благополучная, чтобы создавать на него дополнительную нагрузку. Да и вообще такие экспертные советы везде на безвозмездной основе осуществляют деятельность.

Ну и также еще немаловажный фактор – уважение заказчика. Если эксперты привлечены правительством, то от них необходимо ожидать уважение к административному регламенту, планам работы правительства, срокам исполнения работ.

Главная задача экспертного совета, на мой взгляд, – проводить  экспертизу проектов различных документов, которые будут затем утверждаться правительством. Потому что если уже принят тот или иной законодательный или нормативный акт, тут обсуждать нечего – надо работать. Чтобы не возникало противоречий в ходе правоприменительной практики, чтобы сгладить те или иные позиции, которые, может так статься, окажутся не совсем понятны для общества, – для этого необходима всесторонняя оценка тех проектов решений.

– Вы верно заметили, что нужна предварительная экспертиза управленческих решений. В качестве примера приведу историю с проектом регионального закона, касающегося изменения мер социальной поддержки сельских педагогов. Его планировалось внести на рассмотрение в Народный Хурал (Парламент) РК, но он был вовремя отозван. Законопроектом, инициатором которого выступило Министерство социального развития, труда и занятости РК, предполагается в целях экономии бюджетных средств лишить сельских учителей льгот на оплату коммунальных услуг в том виде, в котором они есть сейчас, взамен установив фиксированную сумму. При этом нововведения не содержат конкретного размера возмещения.  Педагогическое сообщество забило тревогу, и сейчас реском профсоюза работников образования консультируется с правительством и хочет этот вопрос отыграть назад или хотя бы уговорить его на более приемлемый вариант. Вот доказательство того, насколько важно выслушивать мнение экспертного сообщества при принятии социально значимых решений.

– То, о чем вы рассказали, мне знакомо. На последнем заседании  коллегии Министерства образования и науки, членом которой я являюсь, этот вопрос подробно обсуждался. Он неоднозначный, насколько я понял, Минтруда хочет не просто так монетизировать льготы, а выработать общие принципы для оказания мер социальной поддержки бюджетников. Ведь, в самом деле, как было сказано на коллегии, иногда бывает так, что один человек за коммунальные услуги заплатил 2 тыс. рублей, а другой 18 тысяч, потому что у одного только квартира и все, а у другого электричество тратится еще и на домашнее хозяйство. Действующим законом компенсация положена и тому, и другому. Но разве это справедливо?

Поэтому, повторю, вопрос непростой. В настоящее время и отраслевое министерство, и общественный совет при нем, и реском профсоюза проводят совместные с Минтруда консультации по данной проблеме, желая прийти к консенсусу. Я уверен, что в итоге будет принято правильное, взвешенное решение.

– Андрей Петрович, а каков ваш личный опыт работы в качестве эксперта?

– Поскольку я по образованию эколог, заканчивал в свое время биофак нашего КГУ, защищался тоже по лесным насаждениям, именно в сфере экологии у меня основные научные интересы. Я лично в большей степени принимал участие в качестве просто эксперта либо руководителя экспертной группы при Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды РК. Одним из направлений его работы является экологическая экспертиза, этим я регулярно и занимаюсь.

– Вопрос к вам как к экологу. Нынче Год экологии, создан оргкомитет по его проведению, утвержден соответствующий план мероприятий, о ходе реализации которых уже заслушивался доклад на президиуме кабмина. Как вы считаете, какую роль должны сыграть эксперты в осуществлении всех этих планов? Ведь хочется, чтобы они были реализованы с пользой для степного края, нашего населения.

–  Как я уже говорил, в нашем институте имеется отдельное экологическое направление, и мы активно занимаемся популяризацией научных знаний в этой области. К примеру, в рамках Декады российской науки, которая традиционно приурочена ко Дню российской науки, отмечаемого 8 февраля, сотрудники отдела экологических исследований ИКИАТ провели цикл лекций в школах Элисты. Рассказывали учащимся, в основном старшеклассникам, о природе нашей республики, тех исследованиях, которые проводятся, как нужно нашу природу холить и лелеять. В общей сложности порядка 10 школ было охвачено.

Также в этом году нами запланировано издание научно-методического пособия для студентов и учащихся старших классов по изучению природных экосистем с применением геоинформационных технологий. Речь в нем пойдет о том, как можно использовать космические снимки (данные дистанционного зондирования Земли из космоса) в природоохранной деятельности. Плюс для наших министерств и ведомств как региональных, так и федеральных планируем провести научный семинар по этой же теме.

Кроме того, в рамках государственного задания ИКИАТ занимается изучением пастбищных угодий, их современного состояния. Исследуем также наши основные водоемы – озера Аршань- Зельмень, Цаган-Нур, Деед Хулсн, Чограйское водохранилище, следим за состоянием качества воды в них, водного биоразнообразия и пр.

– В Год экологии в Калмыкии ожидается запуск Ики-Бурульского группового водопровода с подключением к Северо-Левокумскому месторождению подземных вод. Известно ли вам, каковое качество этой воды, пригодна ли она для питья и жизнедеятельности? Дело в том, что ходят слухи о том, что левокумская вода не столь уж высокого качества, более того – в ней якобы даже обнаружено содержание тяжелых металлов, в частности, кадмия. Что вы скажете по этому поводу?

Мне приходилось слышать мнение о том, что качество воды будет не таким, как планировалось. Но это все не более чем слухи. Я ученый, привык опираться на факты. А их, свидетельствующих о том, что вы сказали, нет. Во всяком случае, мне в руки ни одного документа, подтверждающего это, не попадалось.

Я исхожу из личного опыта. У меня на Старополье живут родственники, сваты, у которых дом расположен в непосредственной близости от Северо-Левокумского месторождения подземных вод. Так вот когда я к ним приезжаю, смело пью воду из-под крана, по вкусу она – один в один с бутилированной минеральной водой. Поэтому у меня есть сомнение в том, что информация о воде с ядовитыми примесями соответствует действительности.

Понимаете, что касается подземных вод, тот тут иного и быть не может – источник находится на глубине несколько десятков метров. Почему у нас в стране и стараются использовать в основном подземные воды – они  вообще не загрязнены никакими стоками, разве что если извне туда заразу занести, но уже нужно диверсию проводить. Врезки по пути магистральной трубы также маловероятны. Ну, где там может быть кадмий? На стенках? Но с какой стати он там образовался?

Думаю, если левокумская вода будет худшего качества, чем планировалось, тем более, если в ней будет наблюдаться наличие тяжелых металлов и прочего, то в водопроводы населенных пунктов такую воду пускать не будут. Однозначно. Потому что санитарно-гигиенические требования к питьевой воде высокие. Да, у нас не выдерживаются требования по ее минерализации, она повышенная, но что касается радиоактивности, тяжелых металлов – я лично исключаю.

– Но в случае необходимости вы готовы включиться в экспертизу по данному вопросу?

– Разумеется, тогда мы, экологи, в составе экспертной группы, где ведущая роль будет отводиться специалистам-гидрологам, примем участие в проведении всех исследований и постараемся быть максимально честными. Потому что любая экспертиза предполагает, прежде всего, честность и независимость. А пока я в этом не вижу смысла.

– Андрей Петрович, еще один вопрос относительно создания вокруг Элисты «зеленого пояса». Вы, как специалист лесной отрасли, как оцениваете эти планы? По-вашему республика справится с этой масштабной задачей в намеченные сроки? Есть у нас для этого кадры, техника, методики и самое главное – финансовые ресурсы?

–  Недавно я встречался по этому вопросу с заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды – руководителем  управления лесного хозяйства РК Баатром Киштановым. Мы с ним подробно обсудили отраслевую проблематику.

Конечно же, план, который предусматривает посадку зеленого кольца вокруг Элисты общей площадью 12 с лишним тыс. гектаров – грандиозный.  Планируется привлечение значительных объемов финансовых средств, в основном федеральных, а также на условиях софинансирования из республиканского бюджета.

Я с нетерпением жду начала реализации данного проекта, готов  участвовать в его экспертизе, по всем деталям, связанным с подбором породного состава, технологиями лесопосадок и пр. Сейчас сотрудники управления лесного хозяйства ведут большую подготовительную работу, самая большая и сложная часть – отвод земель, ведь где-то нужно будет выкупать землю.

Другая сложность в претворении плана – это кадры. В течение последних 20 лет кадровый состав лесной отрасли претерпел изменения – старые кадры уходят, а молодежь не всегда владеет соответствующими методами выращивания лесных насаждений. К тому же для посадки и дальнейшего выращивания насаждений в зеленом поясе необходим соответствующий набор специализированного лесохозяйственного оборудования – плугов, тракторов, которые предстоит закупить. Также нужно научить механизаторов пользоваться этой техникой.

В целом же план очень хороший. Главное – приоритеты расставить правильно. И тогда все получится.

 

Фото из архива редакции