В конце ноября Глава Калмыкии Алексей Орлов издал указы, касающиеся мер по сдерживанию роста тарифов на коммунальные услуги. В частности, согласно первому из них ежегодно утверждаемые максимальные индексы изменения размера платы, вносимой населением за коммунальные услуги, во второй половине 2017 года в среднем по республике составят 3,5%. А второй документ призван обеспечить ограничение роста совокупной платы граждан за коммунальные услуги не выше данных установленных предельных индексов.

Что конкретно это означает для населения региона? То, что это делается в его интересах, понятно, но в чем именно заключается выгода для граждан? «Степные вести» попросили дать необходимые разъяснения руководителя Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия Светлану Доногруппову.

– Светлана Владимировна, прокомментируйте, пожалуйста, содержание указов Главы РК А. Орлова от 29 ноября 2016 года максимально доходчиво, с примерами, чтобы несведущие обыватели поняли суть этих документов.

– Указом Главы Республики Калмыкия от 29 ноября 2016 года №160 утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях региона на 2017 год, в соответствии с утвержденными распоряжением правительства Российской Федерации от 19 ноября 2016  года №2464-р индексами изменения размера вносимой гражданином платы за коммунальные услуги в среднем по Республике Калмыкия. С 1 января по 30 июня 2017 года плата останутся на уровне 2016 года, то есть роста не будет, а с 1 июля по 31 декабря следующего года совокупный платеж вырастит в среднем по республике на 3,5%.

Необходимо отметить, что размер предельно допустимого отклонения по муниципальным образованиям Республики Калмыкия на долгосрочный период 2015–2018 годов, утвержденный распоряжением правительства Российской Федерации от 1 ноября 2014 года №2222-р, на основе календарной разбивки составляет: с 1 января по 30 июня – 0%, с 1 июля по 31 декабря – 2,1%.

Таким образом, максимально допустимый прирост платы граждан в отдельных муниципальных образованиях республики не должен быть выше 5,6% (3,5%+2,1%), однако в среднем по республике прирост платы не должен превышать 3,5%.

Хочу напомнить, что размер платы за коммунальные услуги определяется как произведение тарифов на коммунальные услуги и объемов потребления коммунальных услуг. Предельные индексы тарифов устанавливаются как отношение максимального размера вносимой гражданином платы за коммунальные услуги с наиболее невыгодным для потребителя (с точки зрения прироста платы за коммунальные услуги) набором коммунальных услуг (степенью благоустройства) среди всех  месяцев очередного года к размеру вносимой этим гражданином платы за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года.

Расчет предельных индексов на 2017 год основан на соответствующем изменении цен (тарифов) на товары (услуги) в сфере электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами, поставляемые населению, в рамках показателей Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018-го и 2019-го годов. При этом учитываются региональные особенности и дополнительные факторы, влияющие на формирование цен (тарифов) на товары (услуги) в указанных отраслях, в том числе: применение для предприятий электроэнергетики республики метода доходности инвестированного капитала (RAB-регулирование); поэтапный переход к регулированию тарифов на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения; финансирование мероприятий утвержденных инвестиционных программ в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения.

Таким образом, указом Главы РК №160 утверждены предельные индексы изменения размера платы граждан по всем 114-ти муниципальным образованиям республики. И с учетом исполнения установленных показателей при возникновении ситуации с увеличением стоимости оказываемых коммунальных услуг населению, на уровне вышеуказанных предельных индексов, следующим указом Главы РК №161 приняты своевременные меры социальной поддержки населения путем введения дополнительных мер по ограничению роста платы граждан за коммунальные услуги в республике.

Постановлением правительства РК утвержден и действует по постоянной основе (через органы соцзащиты) Порядок предоставления компенсации затрат граждан на коммунальные услуги на основе ограничения роста совокупной платы граждан за коммунальные услуги не выше ежегодно устанавливаемых предельных (максимальных) индексов в муниципальных образованиях Республики Калмыкия, при соблюдении принципа сопоставимости условий (неизменность набора и объемов предоставляемых коммунальных услуг).

Газета «Коммерсант» 30 ноября т.г. опубликовала статью «Коммунальный коммунизм», в которой речь идет о необходимости привязки темпов роста тарифов к уровню доходов населения. С соответствующим предложением в Минстрой России обратился Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ). По мнению экспертов института, при формировании индексов цен “должны приниматься во внимание соображения социальной справедливости, а не только стоимостные параметры”. Вот почему ныне действующий порядок расчета индекса платы за услуги ЖКХ плохо влияет на платежную дисциплину граждан: их доходы растут с меньшей скоростью, нежели тарифы на ЖКУ. А каково ваше мнение на сей счет?

– Если верить тому, что сказано в этой статье, то Минстрой России «отнесся к этой идее скептически». Индексы утверждены в среднем по России на уровне не более 4%, по территории Калмыкии – 3,5%. В этой связи задачей государственного регулирования цен (тарифов) на коммунальные услуги является достижение баланса экономических интересов, как производителей, так и потребителей коммунальных услуг, обеспечения доступности данных услуг для потребителей и надежности их поставки.

Здесь следует отметить, что потребителями коммунальных услуг является не только население, но и юридические лица, потребляющие их для нужд собственного производства товаров и услуг, которые в свою очередь приобретаются, в том числе, и населением. К примеру, это та же электроэнергия для работы насосов в водоснабжении и водоотведении или же для работы котлов в теплоснабжении, вода для выработки тепловой энергии и др.

То есть определение индексов роста платы граждан за коммунальные услуги и индексов роста цен (тарифов) по отдельным видам коммунальных ресурсов является многофакторным, что учитывается в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации, разрабатываемом Минэкономики РФ и который лежит в основе регулирования цен (тарифов).

Поэтому говорить о том, что темпы роста доходов населения не учитываются при определении индексов, было бы неправильно. Правильнее говорить о приоритетах, которые следует учитывать в зависимости от текущей социально-экономической ситуации. Наибольшие темпы роста тарифов приходились на периоды большего роста экономики и наибольшего роста денежных доходов населения. С замедлением роста экономики замедлялись и темпы роста тарифов. Если проследить динамику платы граждан населения, то в 2006-2013 годах этот показатель достигал 15%-20%, тогда как в последние три года темпы роста ВВП не превышают 3-4%, соответственно этому и изменялись тарифы.

Возвращаясь к статье, не могу не согласиться с господином А. Макрушиным из ассоциации «ЖКХ Развитие», который выразил мнение, а по мне так – указал на механизм, уже разработанный государством. Данный механизм предусматривает, что при установлении обоснованных тарифов необходимо резервировать в бюджете адресные субсидии малоимущим.

Также, Светлана Владимировна, хотелось бы узнать ваше мнение о ходе реализации в регионе программы по обращению с отходами в части регулирования деятельности регионального оператора. Правильно ли мы поняли, исходя из приказов РСТ о тарифах на захоронение и обработку коммунальных отходов, осуществляемые ООО «СпецАТХ», что это предприятие и есть этот оператор? Кроме того, интересно узнать, на основании чего были сосчитаны новые тарифы на вывоз и утилизацию бытовых отходов?

– Нет, приказы Региональной службы по тарифам РК утверждены для предприятия ООО «СпецАТХ» в рамках ежегодного государственного регулирования тарифов. Другое дело, что рассчитаны эти тарифы уже по новой методике (согласно постановлению правительства РФ от 30.05.2016г.№ 484 (в ред.28.10.2016г.) «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» и приказом Федеральной антимонопольной службы России от 21.11.2016г. № 1638/16 «Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами»). Изменились и названия оказываемых услуг: обработка ТКО (твердые коммунальные отходы), обезвреживание ТКО, захоронение ТКО.

Вследствие ввода нового мусороперерабатывающего комплекса на предприятии ООО «СпецАТХ» на сегодня РСТ РК утвержден «тариф на обработку ТКО». А «тариф на захоронение ТКО» применялся и в предыдущие годы, т.е. в этом году и в первом полугодии следующего года он остается без изменения. «Тариф на вывоз» не регулируется государством – это договорные отношения.

Что касается реализации в регионе программы по обращению с отходами в части  регулирования деятельности регионального оператора, то такая работа проводится правительством республики. Насколько мне известно, конкурс по отбору регионального оператора в этом году еще не проводился.

Спасибо за исчерпывающий комментарий.