Нынешний год для Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН символичен: исполняется 75 лет со дня его основания. Исторические традиции сочетаются здесь с инновационным подходом и готовностью отвечать на вызовы нового времени.

1Это учреждение было создано в республике с целью исследования проблем языка, литературы, истории и культуры калмыцкого народа и популяризации данных знаний среди населения. Ему также отводилась роль научно-организационного центра по калмыковедению. Однако первые шаги в этом направлении были прерваны Великой Отечественной войной и ликвидацией Калмыцкой АССР. Только после реабилитации народа и в соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР № 2525-р от 12 июня 1957 года Калмыцкий научно-исследовательский институт языка, литературы и истории (КНИИЯЛИ) возобновил свою деятельность.

Академический статус института с вхождением в состав РАН открыл широкие возможности для выявления и освоения духовных ценностей уникального этнокультурного региона. За последние десятилетия было выпущено множество коллективных трудов, монографий, сборников статей, документов и материалов по важнейшим проблемам калмыковедения. Здесь издаются книги в сериях «Калмыцкая интеллигенция», «Өвкнрин зөөр» («Сокровища предков»), «Письменное наследие народов Центральной Азии», выпускаются периодические издания «Монголоведение», «Вестник КИГИ РАН», «Молодежь в науке».

Ученые принимают активное участие в международных конгрессах монголоведов, тибетологов, востоковедов и международных алтаистических конференциях (США, Венгрия, Тайвань, Китай, Монголия). Институт плодотворно сотрудничает с зарубежными научными учреждениями и вузами. Среди них Институт истории и Институт языка и литературы Академии наук Монголии, Международный институт исследований кочевых цивилизаций ЮНЕСКО, Университет высших тибетологических знаний, Библиотека тибетских рукописей и архивов.

3Первым директором созданного в 1941 году Калмыцкого НИИЯЛИ был назначен молодой ученый, кандидат филологических наук И. К. Илишкин. За короткое время ему удалось решить организационные вопросы, связанные с подбором кадров, созданием материальной базы, сбором образцов фольклора. Но Великая Отечественная война и ссылка прервали деятельность учреждения. В течение 13 лет калмыцкие ученые с ярлыком врагов народа, проявляя волю и мужество, доказывали свою профессиональную состоятельность, добиваясь права работать учителями и руководителями школ, преподавателями средних и высших учебных заведений, сотрудниками научно-исследовательских учреждений Сибири, Казахстана, Средней Азии.

После воссоздания института обязанности директора были возложены на известного ученого-востоковеда из Москвы, профессора Б. К. Пашкова. В октябре 1958 года директором института вновь назначен И. К. Илишкин – уже опытный ученый, организатор науки и образования. В разные периоды институтом руководили: Катушов К. П. (1979-1984), Максимов К. Н. (1984-1985), Биткеев П. Ц. (1985-1993), Шовунов К. П. (1993-1998), Горяев А. Т. (1998-1999), Очирова Н. Г. (2000-2015). Многое для возрождения и дальнейшего развития науки сделали приглашенные в 1958 году в воссозданный институт известные журналисты, учителя, писатели и поэты С. Каляев, А. Сусеев, И. Мацаков, З. Килганова, Л. Сангаев, Л. Кирсанов, Д. Сальмин и др.

4Основным направлением исследований Калмыцкого НИИЯЛИ неизменно оставалось монголоведение, у истоков которого стояли выдающиеся российские востоковеды П. С. Паллас, Н. Я. (Иакинф) Бичурин, А. В. Попов, А. А. Бобровников, К. Ф. Голстунский, А. М. Позднеев, Г. И. Рамстедт, А. Д. Руднев, В. Л. Котвич, Б. Я. Владимирцов.

В советское время большой вклад в развитие калмыковедения внесли известные ученые С. А. Козин, Н. Н. Поппе, А. В. Бурдуков, Б. К. Пашков, Г. Д. Санжеев, Т. А. Бертагаев. Под их руководством сформировалась плеяда калмыцких ученых старшего поколения: Ц.-Д. Номинханов, Б. Б. Бадмаев, Д. А. Павлов, И. К. Илишкин, У. У. Очиров, У. Э. Эрдниев, А. Ш. Кичиков, М. Л. Кичиков, Б. Д. Муниев, Б. Х. Тодаева, деятельность которых была тесно связана с институтом. Они кропотливо, по крупицам, собирали бесценное наследие нашей многовековой истории, литературы, внесли огромный вклад в сокровищницу национальной культуры калмыцкого народа.

Бесценное достояние КИГИ РАН – архивные фонды «Старописьменные памятники» и «Коллекция редких рукописей» на тибетском, китайском, монгольском и ойратском языках. Это крупнейшие собрания буддийских памятников на юге России. Большую ценность представляет и фонд «Фонозаписи», состоящий из материалов фольклорных и комплексных экспедиций, проводившихся институтом в районах Калмыкии в 60-70-е годы XX века. Среди них записи эпоса «Джангар» в исполнении разных школ джангарчи, сказки, легенды, предания, загадки, пословицы, поговорки, старинные протяжные и современные калмыцкие песни, танцевальные мелодии и наигрыши.

Научная библиотека была создана в первые годы деятельности института. Сегодня ее фонды насчитывают свыше 60 тысяч экземпляров книг на различных языках мира. Здесь собрана редкая литература по вопросам истории, этнографии, религии, языкознания, материальной и традиционной культуры калмыцкого народа. Услугами библиотеки ежегодно пользуются сотни ученых не только из Калмыкии, но и из различных регионов страны и зарубежья.

Библиотека владеет богатой коллекцией изданий калмыцкого эпоса «Джангар» на калмыцком, русском, монгольском, немецком, японском и других языках, начиная с публикации на немецком языке Б. Бергманна 1804 года. В числе редких и ценных изданий – также книги известных ученых, путешественников XVIII-XIX вв. И. Лепехина, И. Житецкого, П. С. Палласа, Г. Н. Потанина, И. Г. Георги, Г. Миллера. Все это позволило создать музей редкой книги, где представлены раритетные экземпляры уникальных печатных изданий историко-литературных памятников, например: «Сказание о дербен-ойратах», «Монголо-ойратские законы 1640 года», «Описание путешествия в Тибет Бааза-бакши».

Научно-исследовательская, культурно-просветительская и образовательная деятельность КИГИ РАН делает его центром этнокультурного воспитания подрастающего поколения. И в этом плане многое еще предстоит осуществить.