Как мы уже сообщали, в понедельник, 26 декабря, Глава Республики Калмыкия Алексей Орлов выступил с ежегодным Обращением к депутатам Народного Хурала, руководителям республиканских органов исполнительной власти и местного самоуправления, уделив главное внимание итогам уходящего года и задачам в экономике и социальной сфере, которые предстоит решить в наступающем году.
Кто внимательно слушал речь Алексея Маратовича, тот смог, наверное, сделать вывод, что в 2017 году в республике намечаются кадровые перемены. Именно перемены, а не перестановки. Оно и неудивительно: создается впечатление, что руководители многих районов, министерств и ведомств корнями вросли в нагретые за многие годы кресла. Работают по старинке, управляют по сложившимся традициям; некоторые даже не владеют компьютером. Про Интернет вообще молчу. Нужна свежая кровь, нужные управленцы новой волны.
«Где наш главный резерв? За счет чего мы сможем сделать если не рывок, то качественный шаг вперед?» – спрашивает глава региона и тут же отвечает: «Уверен, что только через повышение качества менеджмента. Только через целенаправленное повышение качества государственного управления всех звеньев органов власти мы сможем обеспечить поступательное и устойчивое социально-экономического развитие».
Далее он акцентирует внимание руководителей министерств, ведомств, муниципалитетов, которые, по его мнению, должны проанализировать уровень квалификации своих специалистов, каждый конкретный случай ошибок или невыполнения должностных обязанностей. Что это – халатность или безответственность? Низкая квалификация или элементарная безграмотность? Если это так, то нужно избавляться от горе-специалистов и менять их на более подготовленных профессионалов.
По сути все верно, и акценты расставлены в соответствии с духом и велением времени, за исключением одного: а если сам руководитель мыслит по-совковому, если сам руководитель безнадежно отстал от жизни и оперирует категориями царя Гороха? С ним-то что делать? Постоянная ротация одних и тех же лиц по замкнутому кругу – это для нашей республики непозволительная роскошь. Повторюсь, нужна свежая кровь, нестандартное мышление, обширные знания и оперативная смелость – а эти качества присущи в основном молодым людям.
Алексей Орлов попросил (а следовало бы потребовать) правительство разработать региональную государственную программу подготовки и переподготовки кадров республиканского уровня. От министров и руководителей муниципалитетов до рядовых служащих.
Прошу (опять прошу!) мою администрацию проанализировать и вновь пересмотреть предварительные итоги реализации программы «Кадровый резерв». В том числе, в контексте квалификационных требований к государственным и муниципальным служащим. Безусловно, они нуждаются в коррекции. В чем-то в ослаблении требований. В частности, в сокращении наличия сроков государственного и муниципального стажа для претендента занимать ту или иную должность, чтобы дать возможность молодым специалистам быстрее войти в систему государственной власти. В чем-то, конечно, в повышении требований. Программа и проект соответствующего указа должны быть представлены мне на подпись не позднее февраля 2017 года, конкретизировал глава республики.
И еще. Алексей Орлов берет на особый контроль координацию совместной работы с политическими партиями, общественными организациями, инициативными группами. С тем, чтобы каждое предложение, которое исходит со стороны субъектов гражданского общества, если оно идет на пользу дела, было учтено. Он обратился к их представителям, а также к профессиональным и культурным сообществам, творческим союзам, молодежным организациям и неформальным объединениям: мы заинтересованы в вас. В вашем таланте. В вашем патриотизме. В вашем опыте и знаниях. В ваших взглядах на настоящее и будущее родной республики. Давайте работать вместе!
Как сказал мудрец Сократ, Платон мне друг, но истина дороже – во всяком случае, подобное высказывание приписывают именно ему. Так вот, думается, в нашем случае Алексею Орлову стоит последовать древнегреческому философу и решительнее отделять зерна от плевел. Глядишь, и заиграла бы новыми гранями Калмыкия в созвездии регионов России.
А то вот, например, из года в год, как мантру твердят о развитии туризма в степной республике. Въездного, подчеркну, туризма, хотя на самом деле нужно говорит о выездном. Планы озвучиваются грандиозные, я бы даже сказал, заоблачные, а результат мизерный. Вспомните хотя бы последний (крайний?) фестиваль тюльпанов. Он действительно может статься последним, так как вышел откровенно провальным. Причины объективные и субъективные. Объективные – это ранняя весна и раннее цветение тюльпанов. Субъективные – полное бездействие чиновников, отвечающих за людей, приезжающих иной раз за тысячи километров, которых не удосужились уведомить о временных сдвигах фестиваля.
Я вот закоренелый рыбак, регулярно езжу в Астраханскую область за трофейной рыбой. В течение полугода выбираю базу, а потом чуть ли ни еженедельно, а потом и ежедневно мониторю на тамошнем сайте погодные и иные условия предстоящей рыбалки. Хозяин базы (добросовестный хозяин) предоставляет полную картину (температура воздуха и воды, намечаемое время открытия плотины Волгоградской ГЭС, массовый вылет мошки, интенсивность клева того или иного вида рыбы и так далее).
К чему я все это? Можно создать калмыцкий туристический сайт с соответствующими разделами, постоянно обновлять его, привлекая и завлекая гостей не только из России, но и из-за рубежа. И постоянно продвигать этот ресурс, рекламируя на просторах Интернета.
Алексей Орлов подчеркнул, что важным фактором и существенным ресурсом дальнейшего развития всей экономики региона может и должно стать развитие туризма. В 2017 году в Калмыкии впервые заработает республиканский туристский информационный центр. Вот именно на него и следует возложить толковый менеджмент, чтобы в следующем году провести «Гастрономический фестиваль», «Фестиваль лотосов» в Лаганском районе, фестиваль ремесел в рамках проведения «Джангариады», межконфессиональный фестиваль мудрости и философии; создать туристский объект на территории Троицкого СМО Целинного района (экостоянку «Шатта»).
И вообще, использование интернет-ресурсов и соцсетей, вне всяких сомнений, оценивается калмыцким лидером со знаком плюс. Поскольку однозначно позволяет лучше оценить качество работы властей самого разного уровня – от главы региона до руководителя сельхозпредприятия.
В связи с этим он подчеркнул, что в работе органов власти, особенно муниципальных, должно быть обязательным использование лучших российских и мировых практик в работе с социальными сетями как одного из важнейших ресурсов в работе с населением. Как с точки зрения оперативного реагирования на запросы людей, гражданского общества республики, так и с точки зрения продвижения основных направлений региональной государственной политики. Такая работа должна стать системой. В том числе в районных муниципальных образованиях республики.
Что касается материальной составляющей экономики РК, то здесь Алексей Орлов был довольно осторожен. Да, видны позитивные результаты работы по повышению эффективности бюджетных расходов. Минфин России высоко оценил качество управления региональными финансами, проводимого в республике, и включил Калмыкию во вторую группу субъектов страны с надлежащим качеством управления. Но нужно двигаться вперед, невзирая, на трудности и бюджетные ограничения.
Правительству совместно с Управлением Федеральной налоговой службой по РК и органами местного самоуправления дано конкретное задание:
– обеспечить рост собственных доходов бюджета республики в 2017 году на уровне не менее 4 процентов по сравнению с уровнем 2016 года;
– повысить качество администрирования налоговых и неналоговых доходов, провести оценку эффективности налоговых льгот и отмену неэффективных преференций;
– оценить последствия применения кадастровой стоимости при формировании налогооблагаемой базы объектов недвижимого имущества физических и юридических лиц и внести предложения по снижению налоговой нагрузки на налогоплательщиков нашей республики;
– продолжить оказание государственной поддержки отраслям национальной экономики, включая сельское хозяйство, малый и средний бизнес, дорожное хозяйство, транспорт.
Если с тремя последними пунктами все более-менее ясно, то с первым возникает вполне закономерные вопросы: как и за счет чего? Четыре процента это только на первый взгляд небольшой показатель. На самом деле, это миллионы и миллионы рублей. Здесь необходима четкая стратегия дальнейшего развития, причем, разбитая по разделам и временным отрезкам. Собственно говоря, в Обращении этот пункт был озвучен:
«В 2017 году поручаю Министерству экономики и торговли РК приступить к разработке проекта Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на долгосрочный период, не дожидаясь установленных федеральным законом сроков. Кроме того, внести необходимые корректировки в уже действующую Стратегию социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года. Республика не может руководствоваться неактуальным основным стратегическим документом».
Касаясь сельского хозяйства, вернее небывалого урожая зерновых, собранных в нынешнем году, Алексей Маратович не был оригинален. Как и большинство его коллег из других регионов страны, он подчеркнул, что в результате совместных усилий… И так далее. Положа руку на сердце, основная заслуга в этом – небесной канцелярии. Да, конечно, повезло в этот раз, дай бог, чтобы и 2017-й был под стать уходящему. Будем надеяться. А вот что касается товарного знака «Калмыцкое мясо», официально зарегистрированного Роспатентом, то это стопроцентная заслуга наших животноводов. Кстати, в своем Обращении в 2012 году Алексей Орлов говорил о разработке стратегии по созданию узнаваемого бренда продукции калмыцких аграриев. «Это поможет сделать нашу продукцию узнаваемой и, как следствие, способной к конкуренции (брендированный продукт пока под условным предварительным проектным названием «мраморное мясо Калмыкии»)». Продвижение «мраморного бренда» теперь должно стать одной из важнейших задач региональной экономической политики. Отсюда следует ряд задач, на которых Алексей Орлов акцентировал внимание Минсельхоза РК:
– обеспечить в 2017 году строительство и ввод в эксплуатацию мини-боен в каждом районе;
– проработать вопрос увеличения компенсации на приобретение новых оросительных установок при реализации инвестпроектов в районах с 70 до 90 процентов. Необходимо более эффективно использовать имеющиеся в районах лиманные сенокосы – один из самых малозатратных и доступных способов получения гарантированных урожаев кормовых культур;
– проработать вопрос о создании отдела по использованию лиманов, а главам районных муниципальных образований совместно с Минсельхозом РК – обеспечить эффективное использование всех имеющихся лиманов и расширение площадей под лиманные сенокосы до 45 тысяч гектар в 2017 году.
Вместе с тем в 2017 году прогнозируется положительная динамика роста объемов инвестиций за счет реализации таких проектов как «Геологическое изучение и промышленное освоение Цекертинского участка недр (ЗАО «Калмтатнефть») и «Создание откормочного комплекса (фидлота) для мясных пород крупного рогатого скота с собственной кормовой базой в Октябрьском районе Республики Калмыкия» (ООО «КалмБиф»).
Что касается мясокомбината, то Минсельхозу РК и Минэкономики и торговли РК необходимо будет оказать государственную поддержку реализации этого инвестпроекта, а также совместно с инвестором добиться в 2017 году завершения строительства мясоперерабатывающего комплекса в Кетченеровском районе. Его строительство по объективным причинам, связанным с удорожанием проекта, замедлилось, но осталось сделать совсем немного. Стоит только поднапрячься.
Больная тема для Калмыкии, впрочем, как и для других республик, областей и краев страны, развитие малого и среднего бизнеса. Да, правительство РФ декларирует озабоченность этого направления развития экономики, выделяет кое-какое средства на поддержку предпринимателей. Но этого явно мало.
В нынешнем году субсидия предоставлена 24 субъектам малого и среднего предпринимательства, имущественная поддержка оказана троим. Однако на сегодняшний день принимаемые меры по поддержке малого и среднего бизнеса недостаточны. В этой связи поручаю Министерству экономики и торговли Республики Калмыкия в 2017 году принять меры по развитию системы предоставления услуг, сервисов и мер поддержки малого и среднего предпринимательства на базе центров оказания услуг по принципу «одного окна», распорядился Алексей Маратович.
А вот что касается улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан, строительства социального жилья, то здесь Калмыкия, следует признать, вошла в рабочий график, что, кстати, было отмечено в центре.
Несмотря на имеющиеся проблемы, только лишь в 2016 году улучшили жилищные условия 1672 человек, относящихся к льготной категории. Более 500 многодетным семьям были предоставлены земельные участки. 1498 семей распорядились средствами материнского капитала на улучшение жилищных условий на сумму 632,4 миллиона рублей. Свыше сорока ветеранов Великой Отечественной войны улучшили жилищные условия. 26 детей-сирот получили социальные выплаты на улучшение жилищных условий на сумму 13,1 миллиона рублей. Для детей данной категории в 2017 году в Элисте сдадут 60-квартирный дом. За последние шесть лет удалось добиться конкретных результатов в решении вопроса переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а именно более 2700 жителей республики улучшили свои жилищные условия.
В 2015-2016-м годах в столице республики были возведены два многоквартирных дома. Таким образом, более тысячи элистинцев переехали из аварийного жилья в новые квартиры. До конца текущего года будут завершены строительно-монтажные работы в 118-квартирном доме в г. Элисте, в десяти домах в поселке Ики-Бурул и в одном многоквартирном доме в поселке Яшкуль.
В 2017 году в Элисте планируется завершение строительства 124-квартирного дома. До 2018 года в республике будет полностью расселен весь аварийный жилищный фонд, признанный таковым по состоянию на 1 января 2012 года.
В зачет Главе Калмыкии можно поставить и то, что ему совместно с правительством удалось удержать тарифы на энергоресурсы на уровне чуть выше Волгоградской области и чуть ниже – Астраханской области и Краснодарского края. Это при том, что Калмыкия не имеет на своей территории предприятий – генераторов электроэнергии. Очень показателен в этом отношении Указ об отказе введения социальной нормы потребления электроэнергии на территории республики.
Что это означает? На территории нескольких регионов страны планировали провести, я бы сказал, антисоциальный эксперимент: 100 киловатт оплачивай по обычному тарифу, а все, что свыше, раза в три дороже. Сейчас, когда люди в большинстве своем имеют в семье сложную бытовую технику, подобные новшества можно было сравнить, как если бы лет сорок назад пришлось бы жить при лучине.
Калмыкия относится к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда. Тем не менее, в рамках реализации инвестиционных проектов, поддержки малого и среднего предпринимательства, программ развития отраслей экономики, муниципальных программ за 10 месяцев текущего года создано почти 1300 новых рабочих мест. Министерству социальной защиты, труда и занятости совместно с органами исполнительной власти, главам районных муниципальных образований и главе администрации г. Элисты в 2017 году поручено создать еще 1870. Так что на местах придется поднапрячься, чтобы выполнить распоряжение Алексея Орлова.
В решении каждодневных задач, собственно, и стоит краеугольный камень эффективного государственного управления. При всем разнообразии различных рейтингов и критериев оценки сторонний наблюдатель может обратить на обнадеживающую для нас динамику, динамику роста наших показателей. В том числе в качестве госуправления, подчеркнул Глава РК и добавил:
«Мне же хотелось бы сказать о том, что жители нашей республики обладают огромным духовным, культурным и интеллектуальным потенциалом, который достался нам от наших предков и который мы смогли сохранить сквозь века. Именно он помог нашему старшему поколению восстановить родную республику с нуля после возвращения 13-летней депортации.
Этот потенциал, уверен, поможет и нам, нынешнему поколению, решить все стоящие перед нами задачи по возрождению родной Калмыкии».
Фото Николая Бошева