Сегодня в Доме правительства под председательством Главы Калмыкии Алексея Орлова состоялось заседание комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Калмыкия.

В своем вступительном слове руководитель региона отметил, что в предыдущие годы у нас были выявлены факты серьезных нарушений. Однако, благодаря своевременным действиям республиканской прокуратуры и правоохранительных органов, власть отреагировала на них должным образом. Для того чтобы подобного рода инциденты не случались и впредь, важна и профилактическая работа.

Антикоррупция 4«Мы неоднократно говорили с высоких трибун о том, что борьба с коррупцией должна вестись качественно, но, к сожалению, зачастую это не происходит, конкретных мер не принимается. Я думаю, в этом и кроется основная причина существования коррупции. Безнаказанность и вседозволенность – определяющие моменты, которые позволяют существовать этому страшному явлению. Есть безусловный момент для всех: коррупция возникает тогда, когда мы ее сами провоцируем. Подарками в разных учреждениях от шоколадных наборов и спиртных напитков до дорогостоящих презентов. Когда мы ее провоцируем в государственных ступенях, кабинетах чиновников, которые по сути ничего не решают. За какую-то бумажку берут мзду. Здесь должна быть жесточайшая профилактика и борьба. Все эти мелкие нарушения или прегрешения приводят в конечном итоге к возникновению коррупционных ситуаций, когда речь уже идет о подрыве доверия населения к властям», – подчеркнул А. Орлов.

В этой связи он призвал представителей аппарата региональной власти к взаимодействию со СМИ, причем с обязательным условием: движение здесь должно быть двусторонним, встречным, и журналисты должны проявлять активный интерес, и чиновники предоставлять подробный материалы по фактам коррупции, поскольку за каждым нарушителем имеются миллионные суммы, особняки, крестьянско-фермерские хозяйства и пр. «Люди должны знать своих «героев». У вас эта информация имеется и у нас эта информация имеется, когда мы вытащим на солнышко этих людей, тогда у нас появится позитивная динамика в решении всех существующих проблем», – аргументировал глава.

По первому из четырех вопросов повестки  «О принимаемых мерах по предупреждению коррупционных нарушений в сфере закупок в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с докладами выступили первый заместитель министра экономики и торговли РК Басанг Муев и руководитель Республиканской службы финансово-бюджетного контроля Петр Бакинов.

В 2016 г. в целом было размещено свыше 1596 государственных закупок на сумму 1 млрд. 665 млн рублей. Из них 80,5 % составляют закупки в электронной форме, 18% – запросы котировок и 1,5 % – открытые конкурсы. Таким образом, заказчики отдают предпочтение электронным закупкам, которые обеспечивают наиболее эффективное расходование бюджетных средств. Более того, электронные торги обеспечивают анонимность участников процесса, сообщил Басанг Муев.

Что же касается непосредственно главной темы разговора, по словам замминистра, в рассматриваемом 44-м федеральном законе содержатся такие антикоррупционные меры как общественный контроль и общественное обсуждение закупок. В этом году региональный Минэк планирует перевод запросов котировок и открытых конкурсов в электронный формат. В дальнейшем все закупки будут переведены в электронный вид.

Антикоррупция 3Петр Бакинов информировал о том, что в первой статье 44-ФЗ указывается, что им регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд «в целях повышения эффективности и результативности закупок, обеспечения гласности и прозрачности процедур таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в данной сфере».

Из перечисленного, по мнению докладчика, главным является предотвращение коррупции, которая рассматривается в настоящее время как одна из угроз национальной безопасности. Все остальные цели – повышение  эффективности, результативности закупок, обеспечение гласности и прозрачности закупок – являются производными. Таким образом, можно сделать вывод, что 44-й ФЗ принимался для предотвращения хищений и иных злоупотреблений при расходовании бюджетных средств и является одним из элементов антикоррупционной системы. РСФБК осуществляет полномочия по контролю за соблюдением законодательства в сфере закупок и полномочия по внутреннему финансовому контролю согласно №44-ФЗ.

По мнению выступающего, к основным видам коррупционных нарушений при осуществлении закупок следует относить, во-первых, обход действующих правил и процедур при определении поставщиков. Когда заказчики уходят от проведения конкурентных способов определения поставщика, заключая договора до ста тысяч рублей на общую сумму, превышающую за год предельный размер, – 2 млн рублей или 5 % совокупного годового объема закупок.

Во-вторых, договоры, заключаемые с единственным поставщиком по основаниям, не соответствующим законодательству РФ о контрактной системе. « МПР РК заключило шесть государственных контрактов на общую сумму 12 298 960 рублей без проведения аукциона. Это повлекло наложение административного взыскания по каждому заключенному государственному контракту в размере 30 тыс. рублей на общую сумму 180 тыс. рублей.

В-третьих, предоставление отдельным поставщикам льготных условий. Сюда можно отнести увеличение сроков поставки товара, выполнения работ при исполнении контрактов. Так, службой было вынесено постановление о наложении штрафа директору Дорожного управления «Элиста-Автодор» в размере 20 тыс. рублей за увеличение сроков поставки товара на стадии исполнения контракта.

В-четвертых, наличие в извещении избыточных или «заказных» требований, отвечающих условиям определенного поставщика. Во избежание злоупотреблений в сфере закупок в №44-ФЗ содержится исчерпывающий перечень требований к участникам закупки и недопущения установления иных требований. В-пятых, неравное информирование всех потенциальных участников торгов. Служба осуществляет контроль за размещением заказчиками всей информации о торгах в единой информационной системе, в том числе информации, содержащейся в планах-графиках. В-шестых, приемка работ или услуг, не отвечающих существующим стандартам.

В-седьмых, ненадлежащее формирование начальной (максимальной) цены контракта.

В рамках полномочий по внутреннему финансовому контролю осуществляется контроль за формированием заказчиками начальной цены контракта. При надлежащем формировании начальной цены контракта не остается так называемых «свободных денег», т.е. сформированных свыше средней рыночной цены на эквивалентную продукцию, которые недобросовестные заказчики и поставщики могли бы конвертировать в коррупционную ренту.

«По всем вышеуказанным нарушениям Служба при проведении плановых и внеплановых проверок выявляет данные нарушения и возбуждает административные производства в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях», – подытожил свое выступление Петр Бакинов.

Антикоррупция 1В ходе заседания было рассмотрены еще три вопроса: «О реализации комплекса мероприятий, направленных на выявление фактов несоблюдения лицами, замещающими государственные должности РК и муниципальные должности, установленных в целях противодействия коррупции обязанностей, запретов, ограничений, а также требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов», «О плане мероприятий по противодействию коррупции в РК на 2017 год, о плане работы комиссии по предупреждению и противодействию коррупции в РК на 2017 год», «О проекте модельного закона субъекта РФ «О дополнительных гарантиях обеспечения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в субъекте РФ».

Информацию по ним представил начальник отдела по вопросам противодействия коррупции администрации Главы РК Юрий Муев.

 

Фото: glava.region08.ru