Бюджетное учреждение Аптечное управление в структуре Минздрава РК было создано по поручению Главы Калмыкии Алексея Орлова распоряжением Правительства РК от 2 декабря 2015 года. С начала работы этого учреждения прошло чуть меньше года. В числе первоочередных целей, которые стоят перед Управлением, – создание сети государственных аптек для выполнения социальных задач, путем реализации государственных федеральных и региональных программ.
С конкретизации функций Аптечного управления в системе регионального здравоохранения «Степные вести» и начали беседу с его руководителем Делей Бадмаевой.
– Первоочередной задачей нашего управления является обеспечение льготных категорий населения Калмыкии за счет средств федерального и республиканского бюджета гарантированной и качественной лекарственной помощью в рамках федеральных и республиканских программ, утвержденных законодательством РФ, а также обеспечение населения, учреждений здравоохранения, других учреждений и предприятий лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, предметами и средствами, предназначенными для ухода за больными, другими товарами, разрешенными к отпуску из аптек.
Для достижения этих целей в структуру Управления входят аптечный оптовый склад, аптеки и аптечные пункты, через которые осуществляется отпуск лекарственных препаратов льготным категориям граждан и розничная торговля.
Кроме того, одним из видов деятельности является и деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.
– Деля Семеновна, очевидно, вся эта работа предполагает разветвленную сеть подведомственных Управлению учреждений?
– На сегодня мы имеем аптечный оптовый склад, аптеки и аптечные пункты, расположенные на территории Элисты и 13 районов республики.
При этом если в других регионах государственные аптеки существовали и раньше, остались и работали в форме унитарных предприятий, ГУПов, то у нас вновь создается государственное учреждение.
– То есть оно создавалось буквально на пустом месте и надо полагать, организационный период занял много времени?
– Как видите, мы все еще решаем организационные вопросы. Но за 11 месяцев, которые мы работаем, можно сказать о каких-то результатах. Уже получены лицензии на фармацевтическую деятельность и деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, необходимых для работы аптечного склада в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения (г. Москва). В настоящее время осуществляют фармацевтическую деятельность 14 аптек и 3 аптечных пункта в республике. Также необходимо будет получить лицензию на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений для районных аптек.
Сейчас вот переехали в здание, расположенное на территории республиканской больницы, здесь раньше находилась молочная кухня. Помещение старое, нам предстоит еще сделать ремонт, планируем начать отделочные работы. Но, по крайней мере, сидим уже все вместе. Здесь у нас будут находиться все наши отделы, которые тоже переехали, и можно начинать работать в ускоренном темпе.
– В госаптеках управления могут обслужиться все льготники?
– Пока у нас произошло разделение. Так, первая аптека при Городской поликлинике отпускает лекарства федеральным льготникам, вторая, которая находится в стоматологической поликлинике, обслуживает льготников по Постановлению Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Государственная аптека при городской детской поликлинике отпускает лекарства федеральным и региональным льготникам. Сейчас подключаем аптечный пункт республиканской больницы, там будут обслуживаться федеральные льготники. В настоящее время вся наша сеть организовывается, готовим помещения, конечно, они маленькие, поэтому где-то идет недовольство людей. Но пока это все, со временем будем расширяться, делаем все от нас зависящее для того, чтобы было удобно людям.
– В этом году есть какие-то новшества в лекарственном обеспечении льготной категории граждан на федеральном уровне? Может быть, обновился перечень жизненно необходимых важных лекарственных препаратов?
– Перечень ЖВНЛП утверждается Правительством РФ, он либо обновляется, либо остается прежним. С учетом этого перечня, а также назначения лекарственных средств нашим пациентам, мы составляем свои заявки. Аптечное управление работает в рамках государственного задания, и в этом году имеется такой положительный момент: все деньги, которые у нас выделяются на льготную категорию граждан, пошли на закупку товаров, лекарственных препаратов. Соответственно количество лекарственных препаратов стало больше, но остаются, конечно, и мы никуда от этого не денемся, дорогостоящие препараты. Лекарства для больных, страдающих сахарным диабетом, бронхиальной астмой и т. д., очень дорогие. При условии, что на одного льготника выделяется определенная сумма, 807 рублей в месяц, потребности этой категории больных на лекарственные препараты намного превышают отпускаемые на них лимиты, из-за чего зачастую страдают другие льготники. Происходит это только потому, что лекарства дорогие.
– А разве дорогостоящие препараты не финансируются по отдельным федеральным программам, таким как семь высокозатратных нозологий?
– К семи высокозатратным нозологиям отнесены другие заболевания, это федеральная программа, по которой идет отдельное поступление лекарственных препаратов. Но есть еще федеральная программа, куда входят наши инвалиды, региональные льготники с орфанными и редкими болезнями, заболеваниями по категориям. Люди после инфаркта миокарда также полгода получают лекарства бесплатно, как больные с бронхиальной астмой и сахарным диабетом, дети до трех и шести лет из многодетных семей обеспечиваются медикаментами по региональной программе, а семь высокозатратных нозологий – это еще третья программа.
– Число отказников от лекарственной составляющей набора социальных услуг имеет тенденцию к увеличению, соответственно, сокращается и финансирование программы по обеспечению льготников лекарственными препаратами, не так ли?
– Да, вообще эта программа шла по страховому принципу. После монетизации льгот, когда закон вступил в силу, льготники отказываются обслуживаться по этой программе и остаются только те, у кого дорогостоящее лечение, тот же сахарный диабет. К примеру, одна упаковка лекарственных препаратов стоит 3,5 тыс. рублей. Государство выделяет льготнику всего 807 рублей, поэтому препарат для больного покупается за счет других льготников.
– Льготники, кому не нужны лекарства, могут попросту отказаться от лекарственной составляющей НСУ?
– Да, они и отказываются, но, увы, никто не отменял монетизацию.
– С открытием государственных аптек к Вам перешли все льготники?
– Через нас идут федеральные льготники, региональные, обслуживаемые по 890 постановлению, тоже у нас, а вот больным по семи высокозатратным нозологиям и репрессированным, лекарства пока отпускает фармацевтическая компания «Асторат-Элиста».
– Со временем они тоже перейдут к Вам?
– Там нужны оборотные средства, поэтому мы не можем взять сейчас это на себя. Для обслуживания рецептов с пятидесятипроцентной скидкой для репрессированных, у нас с нет оборотных средств.
– По вашим прогнозам, когда и ощутит ли вообще население то, что у нас есть государственные аптеки?
– Отпуск лекарств по льготным рецептам в наших аптеках уже начался. Для населения будет вестись розничная торговля, мы стараемся, закупать медикаменты, чтобы цены были дешевле. Мы должны быть конкурентоспособными, а для того, чтобы товар был у нас дешевле, должны иметь оборотные денежные средства. Стараемся, работаем, думаю, что все у нас получится.
– Спасибо за интервью.
Фото Николая Бошева