Информация о вводе в работу Юстинской ветроэлектростанции вызвала оживленную дискуссию среди жителей Калмыкии. Люди задавались вопросами, типичными для всех регионов, в которых появляются объекты ВИЭ: упадут ли тарифы на электроэнергию или, наоборот, подскочат? Какая будет польза республике от новой ВЭС? Не обманут ли нас «проклятые капиталисты» с этим проектом? И так далее.
На эти и другие вопросы «Степные вести» попросили ответить президента Российской ассоциации ветроиндустрии Игоря Брызгунова.
Он пояснил, что после запуска Юстинской ВЭС тарифы на электроэнергию в республике не поднимутся, так как ветропарк поставляет энергию на оптовый рынок и цена этой энергии не влияет на розничную цену электроэнергии.
Выгода для местного населения от ВЭС в другом: появление собственной генерации будет способствовать району в решении экономических и социальных задач.
Если говорить о тарифах по республике в целом, то они в Калмыкии действительно достаточно высокие, и об их снижении говорить трудно. Причина не столько в отсутствии собственной региональной генерации, сколько в изношенности и протяженности электрических сетей. Высокая изношенность и большая протяженность сетей при небольшом энергопотреблении – главные факторы, влияющие на величину энерготарифа.
При этом не для всех населенных пунктов в республике есть экономический смысл использовать централизованное энергоснабжение. Во многих случаях были бы более целесообразны локальные энергосистемы. Переход на локальное энергоснабжение – вполне выполнимая задача: технологий сейчас много, выбор есть.
Для информации: вопрос о создании локальных энергосистем в республике рассматривался еще в советское время, однако решен, к сожалению, не был.
Отвечая на вопрос жителей Калмыкии, за чей счет «банкет» в Юстинском районе и кто будет платить за другие ветропарки, которые строятся в степной республике, И. Брызгунов пояснил: ВЭС строится за счет инвесторов – участников Фонда «Ветропарки ФРВ», в который входит энергетическая компания «ПАР «Фортум» и УК РОСНАНО.
Он также ответил на вопрос, кто будет ремонтировать ветроустановки в случае их поломки. «Понимаю озабоченность жителей республики, – сказал «Степным вестям» Игорь Михайлович. – В свое время Калмыкия стала полигоном для опробования ветроэнергетических технологий. Но построенные объекты были, по сути, брошены. Сейчас такого не произойдет: инвесторы получают прибыль и государственную поддержку, которая гарантирована на 15 лет, а производитель ветрогенераторов осуществляет их обслуживание».
Эксперт добавил, что от строительства объектов ветрогенерации в республике выиграют все стороны проекта, но, в первую очередь, сам регион. Во-первых, возникает база для получения серьезных налоговых поступлений. Во-вторых, строительство ветропарков дает толчок развитию местных строительных компаний. В-третьих, как показывает мировая, а теперь уже и российская практика, ветропарки существенно меняют имидж регионов, становясь, в свою очередь, привлекательными объектами для туристов.
Людмила ЮДИНА